Детская тревожность перед школой, как справиться с беспокойством

По каким признакам педагог может заподозрить высокую тревогу у ребенка? Ребенок становится беспокойным, растерянным, нервным, может взрываться из-за пустяков или начинать плакать, вызывает у взрослого желание позаботиться о нем и успокоить.

Что можно противопоставить тревожности, каков ее антипод? Безопасность, уверенность, жизнестойкость, вера в себя, спокойствие. Какие переживания несет с собой тревога? Чувство беспомощности, дезориентация, переживание одиночества, отчужденности, страха и отчаяния.

Как появляется школьная тревожность, что с ней можно делать, когда стоит начинать беспокоиться взрослым? Давайте разбираться.

У этого переживания есть польза — ее задача сделать человека более восприимчивым, осторожным и внимательным в период опасности.

Но иногда это чувство приклеивается к нам, как тень: когда все хорошо, а на душе скребут кошки, и нам некомфортно и беспокойно. От постоянного напряжения психика истощается из-за чрезмерной мобилизации.

Тогда тревожность из полезной и функциональной становится патологичной, дезадаптирующей, мешающей ориентироваться.

Поведенческие проявления тревоги: рассеянность, плаксивость, замкнутость, вспышки агрессивности, дезориентация, возбуждение. Внешними признаками являются суетливость, двигательное беспокойство, напряженная мимика.

Какие процессы в жизни ребенка вызывают тревогу?

1) Адаптация к школе: ребенок тратит много сил, чтобы ориентироваться в новой для него среде, все новое пугает и усиливает беспокойство.

2) Отсутствие поддержки в школе. Можно вспомнить известное выражение из мультфильма: «давай бояться вместе», бояться с кем-то вместе — легче, чем в одиночку. Если же ребенку не удалось в школе найти себе товарища, и не на кого опереться — напряжение у ребенка растет.

3) Хаос, непоследовательность взрослых, неясные правила в школьной жизни, внезапные перемены увеличивают беспокойство у детей. Когда есть порядок, когда жизнь предсказуема — мы можем расслабиться. Когда все на своих местах, когда понятны границы дозволенного — ребенку спокойно. В хаосе и внезапных переменах у любого человека обостряется страх и растет потребность в безопасности.

4) Чрезмерные требования к ребенку от взрослых рождают страхи и неуверенность, так же ребенок может сам от себя ожидать больше, чем он реально может. Страх оценки, страх быть пристыженным, страх опозориться, страх не справиться — вся это спутники тревоги.

5) Конфликты в школе, буллинг, агрессия со стороны окружающих сильно влияют на качество жизни школьника.

Будем ли мы чувствовать себя в безопасности, когда нас окружают недоброжелательные или агрессивные люди? Нет.

Так и дети, они очень чувствительны к атмосфере в школе, и если в классе есть конфликты, если кто-то ведет себя агрессивно, если происходит травля — все это усиливает беспокойство.

6) Потери близких людей, внезапные перемены в жизни ребенка, переезды, конфликты дома — все это без сомнения сильно влияет на детей. Мир ребенка в кризисных событиях теряет стабильность.

Тревожный невроз

В результате высокого беспокойства происходит закрепление страха, застревание в стрессе, закрепление мыслей о том, что мир опасен, и я с этим не справлюсь. Невроз вызывает искажения мышления и сниженную самооценку.

Мысли ребенка в этом состоянии цикличны: он много думает о катастрофах, которые ждут его впереди. Это могут быть плохие оценки, заваленные экзамены, разрушенные отношения с классом, вызов родителей к директору и прочие неприятности.

Если у ребенка тревожный невроз — это становится проблемой для родителей и педагога: ребенок чрезмерно беспокоится, сжимается, растерян. Это происходит тогда, когда уровень тревоги перестал быть рабочим, а стал чрезмерным и способствовать дезадаптации ребенка в школе.

Это состояние вызывает эмоциональное неблагополучие ребенка и необходима психологическая помощь.

Влияние тревожности на успеваемость ребенка в школе

Как тревожное напряжение влияет на успеваемость ребенка в школе? Рабочий уровень тревоги помогает ребенку собраться, заставить себя заниматься, готовиться к занятиям, и способствует увеличению успеваемости. Если же уровень беспокойства чрезмерный — то ребенку наоборот трудно собраться с мыслями.

Он рассеян, испуган, действия его хаотичны и малоэффективны, мышление спутанное. Тревожное напряжение есть у всех людей — это нормальное функциональное состояние, невозможно и бессмысленно пытаться совсем избавиться от тревожности.

Но некоторые люди хорошо переносят напряжение, а другие, наоборот, тяжело переносят, сильно пугаются, трудно успокаиваются. Почему так?

Детская тревожность перед школой, как справиться с беспокойством

  • Факторы, способствующие высокой тревожности:
  • 1) Возбудимость, подвижность нервной системы, незрелость коры головного мозга (низкая произвольность, вспышки аффектов).
  • 2) Высокочувствительная нервная система: дети трудно переносят новое, медленно приспосабливаются к людям, острее чувствуют беспокойство.
  • 3) Конфликтные отношения с родителями или в семье в целом.
  • 4) Слишком высокие ожидания от успеваемости ребенка.

5) Неудачный предшествующий опыт адаптации к школе или коллективу (обижали в детском саду, психологические травмы и т.д.).

Факторы, помогающие хорошо переносить тревожные состояния:

Жизнестойкость, устойчивость нервной системы, адекватная самооценка, вера в себя, поддерживающие отношения со значимыми взрослыми, стабильность жизни.

Что может вызывать тревожное беспокойство у детей?

Тревогу вызывают нестабильность окружающей среды и непоследовательность взрослых, когда непонятно на кого и на что можно опереться, когда нет ясности, когда от ребенка большие ожидания, и мало поддержки. Высокое тревожное напряжение означает, что нет баланса поддержки и нагрузки в жизни ребенка.

Сильный ветер не может сломать крепкие ветки, а вот нежные и хрупкие деревья — сломает. Так и с психикой ребенка, если ребенок впечатлительный, чувствительный, возбудимый — от взрослых требуется большой запас поддержки и терпения, а так же последовательность.

А если такой ребенок лишен поддержки близких, или мало поддержан — то он становится особенно уязвим для беспокойства.

Тревожное напряжение связано с границами ребенка: насколько ясно он понимает правила школы, дома, насколько ясно он понимает свои возможности и свои ограничения. Если вокруг ребенка — хаос, непоследовательность, если окружающие его люди непоследовательны: то предоставляют ребенку полную свободу, то накидываются с требованиями — ответом на эту неразбериху будет усиление тревоги.

Помимо границ и отсутствия ясности, ребенок в школе может тревожиться просто в виду того, что ему никак не удается разобраться в школьной жизни, адаптироваться. Ориентировка — важная задача, ситуации в школе могут оказываться сложными и новыми для ребенка. Тревожное напряжение появляется для того, чтобы ребенок был настороже, был включен, был внимателен.

Этап адаптации к школе напрямую провоцирует повышенное нервное напряжение у детей. Но со временем тревожное беспокойство должно снижаться в процессе адаптации к школе. Чем лучше ребенок ориентируется, чем выше его жизнестойкость и устойчивость — тем ниже будет уровень школьной тревожности.

Если уровень беспокойства зашкаливает — это сильно затрудняет адаптацию, ребенок плохо ориентируется, чувствует себя потерянным.

Какие симптомы указывают на то, что уровень тревожности чрезмерен?

Вы можете заметить, что ребенок будто снова вернулся назад в прошлое, и ведет себя как более маленький. То есть от напряжения в школе ребенок регрессирует: плачет, сильно пугается, липнет к взрослому, просит защиты, хотя незадолго до этого всех этих признаков могло и не быть. Взрослые могут так же заметить, что вернулись старые страхи или внезапно появились новые.

Что делать, чтобы поддержать ребенка с высокой тревожностью?

Помощь ребенку с высоким тревожным напряжением может включать в себя: отношение педагога, общение с родителями, а так же психологическую помощь.

  • Как может помочь ребенку с тревожностью педагог?

Предложить помощь: спросить есть ли какие-то затруднения в предметах или ребенок чего-то не понимает в устройстве школы, есть трудности с одноклассниками. Можно предложить при сохранении конфиденциальности поговорить о затруднениях, которые испытывает школьник.

  • Как родители могут помочь?

Родители могут помочь, укрепляя у ребенка веру в себя, предлагая различные способы вместе провести время, придумывать и предлагать ребенку занятия, которые могут наполнять его силами и уверенностью.

Если у семьи есть возможность — то при высокой тревожности стоит обратиться за помощью к детскому психологу. Многие направления психологической помощи эффективны при работе с детскими страхами и беспокойством: психодрама, песочная терапия, игровая психотерапия, детский психоанализ.

Иногда, чтобы успокоиться помогают простые занятия — это может быть любой спорт, в котором ребенок успешен, творческие занятия: рисование, конструирование, моделирование или же просто прогулки с собакой, которые нравятся ребенку.

Детская тревожность перед школой, как справиться с беспокойством

Как можно ухудшить ситуацию при высоком напряжении у ребенка?

Видеть, что ребенок неуспешен и не справляется — испытание для родителей.

Иногда это пугает и заставляет родителя почувствовать стыд, и сомнения: что он как родитель сделал не так? Важно помнить, что тревожность ребенка — это не конец света, часто это временные трудности, который ребенок сможет со временем преодолеть.

Чего не стоит делать? Давить на ребенка и стыдить за то, что он не справляется, что он боится и беспокоится. От этого напряжение ребенка будет только расти, и к этому еще добавиться грусть ребенка про то, что он подвел своих родителей.

Раньше бытовало мнение: чтобы научить ребенка плавать, нужно забросить его в глубину, и пусть сам выплывет. С тревогой такой подход малоэффективен.

Если мы будем лишать ребенка поддержки и надежного тыла, и будем кидать его в гущу пугающих событий — мы можем получить на выходе либо тревожный невроз, либо нарушения привязанности к взрослым.

Ребенок может сделать вывод, что его «тыл» ненадежен, что на родителей нельзя опереться, нельзя им доверять, и что опираться можно только на себя. В таком случае ребенок замыкается и создается ощущение, что ребенок справляется с тревожным напряжением теперь лучше.

А на самом деле ситуация может не измениться. Ребенок может так же продолжать пугаться и беспокоиться, но теперь он не будет обращаться за помощью и защитой к взрослым, так как потерял к ним доверие.

Профилактика и коррекция тревожности у ребенка:

1) Важно не создавать вокруг ребенка проблемную историю, не относиться к тревоге как к постоянной и неотъемлемой черте характера ребенка: «Он у нас нервный», «он пугливый». Вместо этого можно использовать уважительные прилагательные, описывающие суть проблемы, например: нашему ребенку необходимо много сил на адаптацию к школе, ему трудно справляться с потоком изменений, с новизной.

2) Трудности ребенка и его беспокойство — сигнал о том, что сейчас как никогда актуально сохранять и укреплять контакт с ребенком, увеличивать доверие, проводить вместе время.

3) Помимо этого родители могут создавать альтернативную историю: замечать даже самые незначительные эпизоды, когда ребенок справился с тревожным состоянием, совладал с беспокойством.

Хорошо замечать это и фиксировать: можно записывать, фотографировать, создавать память этих эпизодов, можно попробовать вместе рисовать комиксы этих событий или создавать грамоты для ребенка и сертификаты.

Когда мы замечаем, что ребенок справляется со своим беспокойством — мы поддерживаем его самоуважение, подкрепляем его веру в себя и свои силы.

4) Можно вместе придумать программу тренировок навыка совладения с тревожным состоянием, для этого есть специальное приложение в телефоне «kids’skills».

Школьная тревожность — распространенное явление. Стресс или внезапные изменения в школьной жизни — плодотворная почва для беспокойства. С одной стороны, тревожное напряжение помогает детям быть в учебе собранными и старательными.

Но когда уровень беспокойства чрезмерен — неминуемо истощение нервной системы, и эффективность обучения от этого будет падать. Важно, чтобы у детей в школе были источники поддержки: хорошие отношения с кем-то в классе, с учителем, интересные занятия и приятные воспоминания, связанные со школой.

Ясность и забота хорошо помогают детям справляться со своей тревогой —для этого важно, чтобы детям объясняли порядки школьной жизни, школьные правила. Особенно тревожные дети заметны, они легко расстраиваются и пугаются, и иногда эта их черта становится предметом насмешек окружающих.

Взрослым людям важно транслировать, что беспокойство и тревожность — это не страшно, что все люди часто беспокоятся, даже взрослые и уверенные в себе. Любой человек имеет право с чем-то не справляться, чего-то пугаться. Наша тревога не делает нас плохими людьми, и избавиться от нее полностью невозможно.

Важно транслировать ценности уважения к чужим слабостям и предложение помощи и заботы тем, кто в этом нуждается.

Детская тревожность перед школой, как справиться с беспокойством

Технология. 1 класс. Рабочая тетрадь

Это первый комплект учебников, в которых полностью реализован новый государственный образовательный стандарт и воплощены идеи модернизации российского образования. Это учебники, которые с полным основанием можно назвать учительскими.

Среди авторов — четыре заслуженных учителя России, школьные методисты и психологи, доктора педагогических наук и преподаватели педагогических вузов.

Это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует: комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения, высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовкой, формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться, полноценное соединение знаний и практических навыков, объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс, обеспечение реальной социализации учащихся

Купить

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/shkolnaya-trevozhnost-u-detey/

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

Тревожный ребенок скован и постоянно находится в состоянии стресса. Окружающий мир кажется ему опасным и враждебным, а потому даже при общении с друзьями и родственниками он может испытывать сильное напряжение.

Все это самым негативным образом сказывается на психологическом состоянии и развитии малыша.

Если проблему не решить в детском возрасте, навязчивые страхи могут укорениться в психике ребенка, и избавиться от них в последующем будет намного сложнее.

Распространенные причины тревожности у детей

Маленькие дети всегда чего-то боятся. На втором году жизни у многих малышей появляется боязнь болевых ощущений (отсюда нередко вытекает страх перед врачами, медицинскими инструментами), одиночества, замкнутого пространства.

Детей до 6-8 лет часто преследуют ночные страхи (боязнь темноты, монстров, «живущих» под кроватями). Мировосприятие ребенка по мере взросления меняется, и вместе с тем уходит и большинство детских фобий. Но некоторые необоснованные страхи могут оставаться.

Когда их много, у малыша отмечается устойчивое беспокойство, которое преследует его постоянно.

По мнению современных психологов, тревожность у детей может быть связана с неправильно выстроенными детско-родительскими взаимоотношениями. То есть, родители, сами того не подозревая, своим поведением и стилем воспитания провоцируют возникновение беспокойства у детей. К числу таких факторов можно отнести:

  • Непоследовательность взрослых.

В семье отсутствует единая система предъявляемых ребенку правил поведения: взрослые периодически меняют требования, исходя из своего настроения (например, вчера малышу можно было есть перед телевизором, а сегодня нельзя, потому что родители не в духе), или же мама разрешает крохе делать то, что не позволяет папа. В итоге малыш просто не понимает, как и в каких ситуациях поступать правильно, и боится сделать что-то не так.

Мама и папа часто ходят в гости, в кино, на прогулки, но не берут с собой ребенка. Чадо чувствует себя брошенным, обижается, и со временем замыкается; ему не с кем поговорить о проблемах, страхах, тревогах.

Родители хотят, чтобы их малыш был самостоятельным не по годам, учился лучше всех в классе, успешно занимался в нескольких секциях. Ребенок вынужден стремиться соответствовать родительским ожиданиям, однако это слишком тяжелый груз для детской психики.

  • Угрозы со стороны родителей.

Взрослые просят ребенка выполнять поручения, используя фразы наподобие: «Если ты не сделаешь это немедленно, то я тебя выпорю ремнем!», «Сейчас же пойди и сделай, не выводи меня из себя!».

  • Проявление недоверия к малышу.
Читайте также:  Когда ребенку давать твердую пищу

Родители периодически проверяют карманы своего чада на наличие «запрещенных предметов», читают его личный дневник и (или) переписки с друзьями, проявляют недоверие к словам. Растущий в таких условиях ребенок все время чувствует напряжение, замыкается, и сам теряет доверие к своим близким.

Один из родителей (или оба) настойчиво диктует, как жить, ругает кроху за любое отклонение от «нормы». Ребенок чувствует себя загнанным в угол, постоянно готовится услышать неодобрение.

Родители, воспитывающие нескольких детей, иногда забывают о том, что нужно одаривать каждого малыша заботой и вниманием в равной степени. В «проигрыше» чаще всего остается старший ребенок. Юного члена семьи, который чувствует себя обделенным родительским вниманием, охватывает ревность; он боится, что родители стали любить его меньше.

Тревожность способна передаваться ребенку от взрослых. Если в доме часто происходят скандалы или родители нагнетают обстановку, пугая чадо возможными сложностями в учебе, слишком переживая за будущее и финансовое положение семьи, малыш перестает чувствовать надежность взрослых и ощущать себя в безопасности.

Тревожность может возникнуть в результате сильного стресса, а также выступать в качестве одного из проявлений невроза или другого психического расстройства. В подобных случаях родителям необходимо обратиться за помощью детского психолога или психотерапевта.

Признаки тревожного состояния у малыша

Детская тревожность перед школой, как справиться с беспокойством

Тревожный ребенок легко расстраивается и по натуре пуглив. Он тихий и молчаливый, всегда ожидает неприятностей, боится публичных выступлений и всего нового. Малыш обладает низкой самооценкой и чувствует неуверенность в себе, а потому начинает суетиться, когда ему предлагают сыграть в новую игру, или когда он оказывается в незнакомой компании.

У ребенка, которому присуща тревожность, могут часто возникать проблемы со сном, периодически отмечаться: психосоматические боли в мышцах и гортани, раздражительность, учащенное сердцебиение, одышка, повышенное потоотделение (при нормальном состоянии физического здоровья).

Тревожность может приводить к негативным последствиям и значительно усложнять жизнь ребенка, поэтому родители должны бросить все свои силы на преодоление этого болезненного состояния.

Борьба с тревожностью: повышаем самооценку ребенка

Тревожность присуща неуверенным в себе детям. Поднять самооценку быстро практически нереально! Это труд, требующий ежедневной отдачи Чаще хвалите малыша, подчеркивая его сильные стороны и даже самые маленькие победы.

Хорошо, если об успехах крохи будут знать его сверстники и друзья семьи. Важно, чтобы у ребенка было хобби, в котором он смог бы ощущать свой талант. Главная цель родителя — помочь ему найти это занятие.

Возможно, стоит отдать его на курсы, в кружок, или посвятить какое-то время усердным поискам его творческой «ниши».

Если ребенок маленький, сделайте для него «Цветок достижений». Возьмите ватман и оформите его в виде цветка. В центр вклейте фотографию «героя», а на лепестках пишите его достижения.

Лучше всего, если это будет описание конкретных действий и определенного поведения (выиграл в «Морской бой», помог маме убрать со стола, сам зашнуровал ботинки и т. п.).

Изготавливать такие цветочки можно постоянно, вписывая в них достижения предыдущего дня.

Для неуверенного в себе подростка можно сделать «доску почета», где будут собраны все его грамоты, награды, медали, хорошие оценки. Пусть стенд дополнительно оформляют своими отзывами сами родители. «Доска почета» должна быть на виду, чтобы гости могли видеть достижения чада и хвалить его за успехи.

Помогаем малышу справляться с беспокойством

Чаще разговаривайте с ребенком и узнавайте, что его тревожит, чего он боится. Показывайте ему мультики или художественные фильмы, где герои точно так же страшатся опасности, но преодолевают свои страхи и достигают поставленной цели. Объясните, что страх испытывают все, но важно уметь справляться с этим чувством.

Проанализируйте свое поведение как родителя. Возможно, вы слишком много требуете от ребенка, или его ритм жизни чересчур стремителен для него самого.

Каждому человеку необходимо какое-то время для одиночества и обособленности, а потому важно, чтобы у чада было свое, личное пространство.

Если таких условий нет, а есть только строгий и не всегда справедливый родитель — это загоняет малыша в рамки, вселяя в его сердце неуверенность и тревогу.

Снимаем внутреннее напряжение

Научите ребенка релаксационным дыхательным упражнениям для полного расслабления тела, глубокому «брюшному» дыханию. Снять напряжение и проработать мышечные зажимы помогут занятия йогой или массаж перед сном.

Простое упражнение «падение в пропасть» (для его выполнения малышу нужно будет встать прямо, после чего отпустить страх и упасть назад, чтобы стоящий позади взрослый подхватил его) поможет ребенку не только расслабиться, но и ощутить доверие по отношению к своему родителю.

Чаще хвалите кроху, обнимайте и целуйте. Он должен чувствовать, что близкие люди любят и ценят его за то, что он есть, вне зависимости от обстоятельств.

Полезные рекомендации родителям

Детская тревожность перед школой, как справиться с беспокойством

Ребенок должен получать родительскую поддержку и защиту, однако важно дать ему понять, что от проблем не нужно прятаться. Обсуждайте с малышом неприятные жизненные ситуации и рассказывайте ему о разных способах выхода из них. Помогайте чаду справляться со страхами. Если кроха боится разговаривать с незнакомцами — подойдите и заговорите вместе. Если он дрожит при отстаивании очереди в магазине, попросите его самостоятельно расплатиться, но при этом стойте рядом.

Помочь ребенку быстрее преодолеть тревожность вам поможет соблюдение следующих рекомендаций:

  • Готовьте малыша к важным событиям заранее. Можно даже «репетировать» с ребенком определенные модели поведения, придерживаясь которых он сможет держаться увереннее при любых обстоятельствах.
  • Делайте акцент на том, что «нет худа без добра». Будьте позитивны!
  • Учите кроху адекватно оценивать результат своей работы, не реагировать на критику слишком остро.
  • Избегайте детских состязательных мероприятий (особенно если конкурсы предполагают выполнение ряда действий, требующих быстрой реакции).
  • Не требуйте от ребенка слишком многого, не давите. Не стоит нагнетать обстановку, стращая его большим количеством домашних заданий или слабой успеваемостью после болезни.
  • Внушайте малышу уверенность в себе и в вашей поддержке. Чаще говорите ему: «Ты сильный!», «Ты справишься!», «Я всегда буду рядом.».

Если, несмотря на совместные усилия, ребенок никак не может преодолеть тревожность, возможно, вы что-то упускаете. В этом случае имеет смысл обратиться за консультацией к опытному детскому психологу.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/kak_pomoch_rebenku_preodolet_trevozhnost/

5 полезных советов психолога, которые спасут ребёнка от тревожности

Детская тревожность перед школой, как справиться с беспокойствомКадр из мультсериала «Южный Парк»

Тревога и беспокойство способны полностью уничтожить детскую уверенность в себе. Особенно когда дело касается первого похода в школу после длинных каникул или адаптации в новом коллективе. Психолог Эллен Хендриксен составила список из пяти простых, но важных советов, которые помогут справиться с детской тревожностью.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Детство — это сплошные переживания: с кем сидеть за партой, как написать контрольную, как пройти мимо лающей собаки. Видеть, как твой ребёнок мучительно тревожится из-за чего-то, очень больно.

Тяжело видеть, как он отстраняется от сверстников, не отпуская вас из детского сада, рыдает на днях рождения и отказывается участвовать в школьных мероприятиях.

Порой детское беспокойство, вызванное абсолютно иррациональными вещами, только раздражает. Но в этой ситуации ребёнку можно и нужно помочь.

1. Составьте план игры

Иногда дети забывают, что у них есть возможность справиться с любой задачей. Помогите ребёнку осознать, что он способен самостоятельно (или с небольшой поддержкой со стороны) решить любую соответствующую его возрасту задачу.

Если ребёнок выражает своё беспокойство и обращается с этой тревогой к вам, ответьте: «Похоже, ты очень волнуешься из-за А» или «Я вижу, а что тебя очень беспокоит Б».

Это даёт возможность дать имя испытываемым эмоциям и избежать тупиковой ситуации, возникающей после фраз «здесь нечего бояться» или «просто расслабься».

Помогите ребёнку составить план.

«Если тебя что-то пугает, что можно сделать, чтобы справиться с ситуацией? Если тебе нужна помощь, к кому ты можешь обратиться? Если Аня перестанет с тобой дружить, что ты сделаешь? Если потеряешься в торговом центре, к кому ты обратишься? Что произойдёт, если ты почувствуешь тошноту во время урока? Что ты будешь делать?».

Помощь в составлении плана достигает сразу двух целей: во-первых, это помогает ребёнку продвинуться от проблемы к её решению, что снижает неопределённость, а именно она — источник тревоги. Во-вторых, это говорит ребёнку о том, что вы в него верите. Вы верите в то, что он способен справиться с любой задачей, соответствующей его возрасту.

2. Научите ребёнка отвечать своей тревожности

Иногда дети не осознают, что тревожность — это лишь одна сторона диалога. Они могут ответить своему беспокойству, чтобы почувствовать себя более уверенно. Для этого предложите ребёнку выбрать имя для своей тревожности. Например, «беспокойная Лиза_Аня_Миша» или даже нарисуйте персонажа, который сидит на плече ребёнка.

Это помогает персонализировать тревожность, тем самым как бы отделяет её от ребёнка. Постоянно поощряйте диалог с этим персонажем. Достаточно взрослые дети могут вписать готовые реплики в свой ежедневник: «Я могу справиться с любой тревогой», «Ошибаться или делать глупости — это нормально».

Дети помладше, которые уже умеют читать, могут носить в своём кармане напоминалку или визитку с теми же самыми полезными сообщениями: «Я сильнее, чем моя тревога. Быть не идеальным — это нормально». Если ребёнок стесняется носить с собой записку, можно завести себе талисман, который будет напоминать об определённом фиксированном ответе.

К примеру, пусть стикер-сова означает «Я могу справиться с любым препятствием». Этот стикер ребёнок может положить в пенал, папку и рюкзак.

3. Объясните, что любая буря рано или поздно стихнет

Волнение влечёт за собой неприятные физические ощущения — повышенное сердцебиение, пустота в голове, урчание в желудке. Такие ощущения могут усугубить изначально стрессовую ситуацию (например, решение задач по математике около доски, обед в столовой, или просто неожиданный опрос во время урока).

Неприятные ощущения могут заставить ребёнка подумать «меня сейчас вырвет» или «со мной что-то не так». Если физические ощущения заставляют ребёнка думать, что с ним что-то не так, проведите небольшую тренировку. Специально вызовите специфичные симптомы, чтобы ребёнок к ним привык.

Вы можете вместе бегать по ступенькам, чтобы сердце стучало сильнее, крутиться на качелях, чтобы вызвать лёгкое головокружение. Попросите ребёнка сфокусироваться на этих ощущениях. 30 секунд или минуты вполне хватит. Затем обратите его внимание на то, как быстро он пришёл в норму: как правило, на это уходит не больше двух минут.

Ребёнок может прийти в себя даже раньше вас. Он/она может ответить: «Да это не было страшно — это же просто качели!». Но на это есть ответ — «Да, но ты испытываешь то же самое, когда тебя вызывают к доске, и это вызвано твоей тревогой.

Ты заметил, как быстро пришёл/пришла в себя после качелей? Точно так же ты быстро придёшь в себя после того, как тебя вызовут к доске. В общем, научите ребёнка не бояться этих физических ощущений. Да, они приносят дискомфорт, но это просто тревожность (и ничего больше.) Она должна отступить достаточно быстро.

4. Избавьте ребёнка от бесполезных ритуалов

Если у вашего ребёнка есть ряд странных традиций, скажем, он может почистить зубы, только включив/выключив воду ровно четыре раза, значит, пришло время эксперимента.

Предложите ребёнку узнать, что случится без соблюдения «ритуала». Безусловно, он воспримет этот предложение так, будто вы предложили ему надеть кофту наизнанку.

Но продолжайте мягко настаивать, призывайте проявить любопытство.

Вы должны признать, что отказ от «ритуала» может быть болезненным. Но если ребёнок настаивает, что постучать карандашом по столу ровно семь раз — это единственный способ привести мир в порядок, предложите проверить эту теорию.

Если вы сами являетесь частью странного «ритуала», например, ребёнок просит вас складывать одеяло строго симметрично, то соберитесь с силами и твёрдо откажите. Почему? Принимая участие в ритуале, вы отправляете сигнал, что в ином случае неизбежно произойдёт что-то плохое.

Тем самым вы каждый день как бы говорите о том, что ребёнок не справится без поддержки со стороны. Приготовьтесь к слезам. Будьте строги, но в тоже время поддержите ребёнка, ведь «ритуал» для него крайне важен и ценен.

Но всё же в долгосрочной перспективе намного важнее донести до ребёнка, что безопасность никак не зависит от пожелания «спокойной ночи» нужным тоном или ровно в трёх объятьях перед дверями школы.

5. Дайте ребёнку выговориться

Хотя бы несколько минут в день давайте как можно меньше указаний, как можно меньше советов. Порой родители спрашивают, как это может помочь ребёнку. Вы определённо не виноваты в тревожности своего ребёнка, но изменение определённых сценариев поведения может реально помочь.

Обратите внимание на то, как вы говорите с ребёнком. Огромный процент наших коммуникаций с ребёнком — это указания и советы. Для склонного к тревожности ребёнка всё это похоже на критику. И эта «критика» возникает в достаточно неожиданных местах.

Иногда вопросы «ты не хочешь начать делать домашнее задание?», «почему бы не добавить красные кубики к твоей башне?» воспринимаются именно как критика. Даже какие-то бытовые образовательные моменты выглядят как экзамен: «Ты можешь прочесть эту надпись? Какой это цвет?» Иногда даже комплимент похож на критику: «Хорошая работа, ты движешься вперёд, хотя впереди ещё много работы».

Решение не в том, чтобы дать ребёнку полную свободу. Вам всё ещё нужна уверенность, что дома всё в порядке, а домашнее задание сделано.

Но хотя бы на несколько минут в день прикусите язык и позвольте ребёнку быть главным в разговоре. Как можно меньше давления, как можно меньше указаний, как можно меньше интенсивности во фразах.

Просто покажите, что вы действительно его слушаете. Помните, что сейчас ребёнок — главный в разговоре.

«Я рад, что ты рассказал о своём дне» отличается от «Что ты сегодня выучил в школе?». Хотя бы несколько минут в день не устраивайте из разговора контрольную работу

Читайте также:  Как стресс влияет на развитие диабета, стратегии понижения стресса

Вместо того, чтобы давать советы или решать задачу за ребёнка, обдумайте всё, что он вам рассказал. «Кажется, ты очень нервничаешь перед школой завтра» окажется гораздо лучше фразы в стиле «Здесь не о чем беспокоиться».

Так вы показываете, что прекрасно понимаете чувства ребёнка. Как правило, тревожность сопровождается чувством беспомощности.

Когда вы перестаёте давать советы или указания, дети начнут ощущать себя в позиции силы, они поймут, что сейчас у них больше возможностей контролировать ситуацию.

Тревожность — это всегда знак неуверенности, неспособности ответить на вопрос «смогу ли это сделать?». Проработка ситуаций и подготовка к тому, чтобы справляться со своими страхами, — лучший способ подарить ребёнку чувство уверенности в своих силах. Результат? Уверенный в себе ребёнок и, как следствие, уверенный в себе взрослый.

Источник: https://mel.fm/blog/inna-gentle/26943-5-poleznykh-sovetov-psikhologa-kotoryye-spasut-rebenka-ot-trevozhnosti

Тревога у подростка — 5 способов помочь вашему ребенку справиться!

Подумайте о том, в каком мире сегодня живут ваши подростки.

У них есть сокрушительные академические расписания, заполненные отличием и AP, которые приводят к часам домашней работы для них каждую ночь.

Спортивные команды более требовательны, чем когда-либо, и большинство школьников-спортсменов играют не только в школьных командах, но и в клубных командах. И независимо от того, занимаются ли ваши дети спортом, театром или музыкой, этого недостаточно, они должны убедиться, что они хорошо разбираются и также участвуют в других внеклассных мероприятиях.

Сегодня, конечно, есть все, что нужно делать подросткам. В большинстве средних школ требуется минимальное количество часов для волонтеров в семестр.

  • Кроме того, есть свидетельства того, что наши подростки, постоянно подключенные к жизни, оставляют их лишенными сна, в то время как социальные сети питают их неуверенность и беспокойство.
  • Как будто всего этого было недостаточно, некоторые подростки испытывают серьезную тревогу на этом этапе жизни из-за гормональных изменений, полового созревания и дополнительного давления со стороны сверстников, а также школы.
  • Симптомы тревоги у подростков

Вы слишком хорошо знаете, если у вас есть подростки, что они естественно склонны к перепаду настроения и некоторому странному поведению. Частично это сущность просто быть подростком. Итак, как вы можете сказать, если это что-то большее, и у вашего подростка есть реальные симптомы тревоги.

  1. Вот несколько признаков для поиска:
  2. Головные боли.
  3. Паника.
  4. Трудность сна.
  5. Кошмары или внезапные страхи, которые они никогда не выражали раньше.
  6. Негативные мысли, которые выходят из-под контроля.
  7. Выход из круга семьи и друзей.
  8. Беспокойство и раздражительность.
  9. Гнев.
  10. Сложность концентрации.
  11. Навязчивое поведение, такое как грызть ногти, собирать кожу или даже вырывать волосы.
  12. Плач без причины.
  13. Это не исчерпывающий список, и в целом вы должны быть обеспокоены, если увидите, что ваш подросток демонстрирует какое-либо поведение, значительно превышающее его нормы.
  14. Беспокойство подростков может быть очень серьезным, и если вы обнаружите, что оно заметно мешает повседневной работе вашего подростка, было бы разумно обратиться за помощью к лицензированному специалисту по психическому здоровью.

Но беспокойство также может быть нормальной частью жизни, у каждого есть беспокойство время от времени. Вашему подростку, возможно, просто необходимо научиться справляться со стрессом, чтобы справиться со стрессом, и вы можете помочь, предоставив рекомендации, поддержку и уверенность. Вот как это сделать.

Подростковое беспокойство – 5 способов помочь им справиться

Уменьшить время экрана/увеличить время повтора

Без сомнения, сегодняшние технологии определенно способствует сегодняшним уровням беспокойства подростков. В какой степени никто не уверен, и каждый ребенок индивидуален.

Но единственная область, в которой технологии, похоже, оказывают наибольшее негативное влияние на подростков, это их привычки ко сну. Вашему подростку нужно спать 8-10 часов в сутки.

Если они спят меньше, то начинают накапливать дефицит сна, который со временем снижает их нормальные способности справиться с ситуацией и увеличивает адреналин, который усиливает чувство тревоги.

Как минимум, подростки должны отключаться в установленное время каждую ночь и не должны держать телефоны и другие устройства в своих комнатах. Используют ли они его как будильник – это быстрое решение.

Вы можете купить дешевые часы в любом крупном магазине.

Если на самом деле нет способа избежать использования технологий в их комнатах, тогда используйте приложения для родительского контроля, такие как Circle with Disney, которые могут выключать устройства в определенные часы, которые вы установили.

Помимо роли, которую играют, оцените, есть ли другие вещи, поддерживающие вашего подростка ночью. Они не спят, выполняя свою домашнюю работу ночь за ночью? Может быть, пришло время оценить свои обязательства и сделать некоторые приоритеты, или, возможно, они могут отказаться от каких-то занятий.

Слушайте, проявляйте сочувствие и успокаивайте

Ваш озабоченный подросток боится вещей, которых они не боялись раньше. У них есть заботы, которые не имеют смысла ни для них, ни для вас. Иногда они могут разразиться слезами из-за самых маленьких вещей, или даже вообще из-за ничего. Это может быть трудное время для родителей, которые чувствуют, что они смотрят, как разваливается их подросток.

Но нет быстрого решения для беспокойства. Это требует времени, терпения и понимания. Вы хотите, чтобы ваш подросток поделился с вами своими чувствами и доверил вам эти смутные эмоции. Иногда им просто нужно уметь справляться со своей тревогой, говоря об этом вслух и заставляя все эти мысли крутиться в их голове под открытым небом.

Вместо того, чтобы пытаться все выяснить или расстроиться, просто слушайте. Слушайте, что говорит ваш подросток в их тревожные моменты, и признайте, что их борьба реальна.

Им также нужно знать, что с ними все в порядке и что вы не разочарованы или не рассержены на них. Заверьте их, что беспокойство является нормальной частью жизни, и вы здесь, чтобы помочь им справиться с этим.

Представьте их внимательность как способ управления их подростковой тревогой

Никакой внимательности нет, какая-то хиппи, ньюпити, новая эйджи-вуду.

Внимательность для подростков, а также посредничество между ними и близкими родственниками могут на самом деле изменить химию мозга чрезвычайно позитивными способами.

Они становятся очень распространенным способом лечения тревоги, и многочисленные исследования в настоящее время показали, что внимательность может значительно уменьшить симптомы тревоги.

Практика осознанности – это способ для подростков научиться оставаться в данный момент и удерживать мысли от их бегства. Это также может помочь им контролировать физические реакции, которые могут вызывать тревожные мысли.

  • Пусть ваш подросток сражается в своих собственных битвах
  • Какое бы вы ни испытывали желание спешить и спасти день для своих детей, когда речь идет о подростковой тревоге, было бы лучше, если вы будете сидеть на заднем сиденье или, возможно, на пассажирском сиденье во время процесса.
  • Если мы вступаем во владение, когда они начинают чувствовать себя неловко или тревожно, мы не дадим им возможность научиться самостоятельно справляться с этими проблемами, и они будут продолжать чувствовать себя беспомощными.

Мы можем тренировать их и помогать им репетировать, как они собираются справляться с определенными ситуациями. Если они чувствуют себя подавленными, мы можем обсудить с ними приоритеты и помочь им составить план, но мы должны позволить им взять на себя инициативу.

Как только они увидят, что они способны справиться со своей тревогой самостоятельно, это поможет им обрести уверенность в себе и устойчивость, необходимую для будущих сражений.

Нажмите осторожно

Говоря о прекращении некоторых видов деятельности. Неплохая идея, если вы делаете это, потому что их слишком много. Но будьте осторожны с тем, чтобы позволить вашему подростку бросить занятия, потому что они вызывают у них дополнительный стресс и беспокойство. Избегание не справляется.

Если у вашего подростка распланированный график, поощряйте его/ее сосредоточиться на занятиях, которыми они раньше наслаждались. Работайте с ними, чтобы попытаться определить, что изменилось и откуда исходит источник беспокойства, а затем позвольте им выяснить, как справиться с этим.

Немного жесткой любви хорошо в этом случае. Если они не позволят им отказаться от всех видов социальной деятельности, это поможет им справиться с беспокойством, не чувствуя себя полностью подавленным.

Когда рассмотреть терапию

Многие родители хотят помочь подросткам справиться с беспокойством, но вы просто не можете быть вооружены соответствующими инструментами или знаниями. Наличие терапевта, который специализируется на подростковой тревоге, является отличным человеком, который может добавить в вашу команду, помогая вести вашего беспокойного подростка вперед в жизни.

Терапевт поможет вашему ребенку лучше определить основную причину их беспокойства и научит их справляться с механизмами выживания, а также оценить, могут ли потребоваться лекарства.

В целом, просто важно помнить, что беспокойство не является недостатком характера вашего подростка, и это не значит, что они не сильные люди. Наш мозг работает очень таинственным образом, и иногда может случиться так, что ваш подросток подключен немного по-другому.

Источник: https://www.vospitaj.com/blog/trevoga-u-podrostka-5-sposobov-pomoch-vashemu-rebenku-spravitsya/

Как избавиться от тревоги за детей и их учебу в школе. Как перестать переживать за детей

Кто испытывает больший стресс от учебы в школе — дети или родители? Иногда кажется, что именно взрослые больше переживают за школьные оценки, больше боятся предстоящих экзаменов и предъявляют более строгие требования к учителям.

«Но мы не можем не беспокоиться, все слишком серьезно!» — говорят родители. На самом деле — можем. Избавиться от тревоги, снизить накал отрицательных эмоций будет только полезно.

Как — объясняет психолог Михаил Хорс, ведущий программы «На приеме у психолога» на телеканале «Доктор».

Отгремел первый месяц в этом учебном году. Сентябрь — это маленький пожар! Мы бегаем по родительским собраниям, заказываем карты и атласы, собираемся в чаты WhatsApp, знакомимся с новыми учителями. Вместе с нашими детьми вспоминаем, что такое домашние задания, и входим в обычный учебный ритм, от которого так здорово научились отдыхать за время летних каникул.

Для родителей учебный год — далеко не всегда сплошное удовольствие. Школа зачастую несет тревоги, переживания, стресс. И эти отрицательные состояния изнашивают нервную систему и забирают силы похлеще физической нагрузки!

Надо понимать, что когда мы испытываем отрицательные эмоции, наши нервные ткани находятся в напряжении, которое мешает им выполнять другие функции. Это может привести даже к заболеваниям. Часто говорят, что все болезни от нервов. Это преувеличение, конечно. Но вот интенсивность заболеваний и их динамика напрямую зависят от склонности человека к отрицательному эмоционированию.

К сожалению, совсем без отрицательных эмоций не обойтись. Полностью спокойный человек — это покойник. Душевно здоровый человек имеет негативные переживания. Важно, насколько они длительные и яркие! И вот на эти характеристики можно влиять.

Как научиться меньше переживать за детей

Мы можем снизить интенсивность наших негативных эмоций. Для этого давайте задумаемся: что является причиной ярких отрицательных переживаний? Из-за чего мы испытываем сильные тревогу, раздражение, страх, гнев?

Обычно, когда я задаю этот вопрос во время консультации, на меня смотрят удивлённо: «Что за глупый вопрос? Дураку понятно, что мы переживаем из-за тех событий, которые происходят с нами и нашими детьми!».

Однако этот ответ не совсем правильный. И вот простое тому доказательство: в рамках одинаковых событий разные родители могут чувствовать разные по интенсивности эмоции. Почти наверняка в вашей жизни были случаи, когда вы удивлялись, что кто-то из родителей чересчур раздражён в ерундовой с вашей точки зрения ситуации. И наоборот, ваше переживание может не разделять родитель другого ребёнка.

Здесь мы можем сделать вывод, что дело не в событиях. Дело в нас.

В том, что мы отрицаем возможность тех или иных ситуаций! Когда мы не принимаем что-то и не соглашаемся с чем-то, что происходит с нашим ребёнком, то испытываем сильные отрицательные эмоции. Когда мы лояльны к ситуации, т.е.

допускаем такую возможность, она нас будет заботить, но не так интенсивно. А значит, мы меньше устаем от переживаний и можем быть более эффективны в воспитании детей.

Вот небольшая подборка отрицательных переживаний родителей, связанных со школой, и причин, которые к ним приводят.

Пугающие фантазии

Врожденное богатое воображение, как свойство зрительного вектора, постоянно «подкидывает» все новые и новые поводы для эмоциональной раскачки в страхах. Зрительная фантазия позволяет, буквально в деталях, представить возможную травму, трагическое событие или тяжелую болезнь ребенка.

Подобные фантазии появляются словно сами собой, как навязчивые мысли и образы, заставляя женщину переживать по этому поводу, делая ее суеверной. Ей кажется, что она таким образом может навлечь беду на своих близких.

Сознательно ни одна женщина не станет представлять себе гибель ребенка, но так неосознанно проявляет себя дефицит эмоций в зрительном векторе — потребностью пережить острые ощущения, прочувствовать трагедию, тревогу, страх за самого дорогого человека.

Читайте также:  Питание детей с диабетом, как регулировать рацион, организация диеты

Ребенок плохо учится

Недовольство тем, что ребёнок не может понять какое-то правило или выполнить какое-то задание. Возникает не потому, что ребёнок не понимает школьную программу. Оно проистекает из мнения, что сын или дочь обязаны всё схватывать на лету! Мы почему-то решили, что наш ребёнок — единственный в мире, кто не должен иметь проблем с пониманием и восприятием информации.

Но реальность такова, что любой ребёнок может сталкиваться с трудностями в учёбе. Если мы будем раздражаться каждый раз, когда чадо «пробуксовывает», этими переживаниями мы делу не поможем. Наоборот, чем больше тревожимся и раздражаемся, тем меньше у нас сил найти эффективный подход к обучению.

Разочарование и раздражение от того, что ребёнок получил плохую оценку. Мы решили (или общество нас убедило), что «двойка» — это плохая оценка. Это не так! «Двойка» — это показатель. Это вектор для развития. «Двойка» — это возможность стать лучше — и вам как родителю, и вашему ребёнку.

Покажите своему сыну или дочери, что можно радоваться «двойке». Поясните ему, что сам факт этой оценки не делает человека плохим. Наоборот, это вызов, приняв который, можно стать сильнее!

Источник: https://cosmeton.ru/zdorove/strah-za-rebenka-kak-spravitsya.html

Школьная тревожность: причины появления и как избавиться

30.08.2018

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет школьная тревожность. Вы узнаете, каковы характерные признаки данного состояния. Выясните, по каким причинам оно возникает. Поговорим о способах борьбы с тревожностью.

Общие сведения

Школьной тревожностью называют комплекс понятий, который включает в себя эмоциональное неблагополучие ученика в школе. Тут имеет место взаимодействие с объектами в школьной среде: здание школы, человеческий фактор (ученик – учитель), программа обучения.

Актуальность данной проблемы в следующем:

  • тревожность в школе является проявлением школьной дезадаптации;
  • она негативно воздействует на все сферы жизнедеятельности ребенка, в том числе на общение со сверстниками и состояние здоровья и психики, как в школе, так и за ее пределами.

Возможные причины

Тревожность у детей, которая появляется при хождении в школу, может развиваться под воздействием определенных факторов. К ним относят:

  • неподходящее физическое пространство, в котором вынужден находиться ребенок, например, когда стены в школы окрашены в цвет, который вызывает раздражение;
  • сильные перегрузки по учебе;
  • неоправданные ожидания родителей, оказание давления на ребенка, когда он не достигает нужных высот;
  • плохие взаимоотношения с педагогом, непринятие ребенка в школьном коллективе, в частности, сверстниками;
  • невозможность ученика осваивать школьную программу;
  • необходимость перехода в новый класс, знакомство с новым коллективом.
  1. Учебные перегрузки достаточно часто влияют на развитие тревожности. Научно доказано, что у детей, которые прозанимались в школе полтора месяца, значительно снижается работоспособность. Вследствие чего и развивается волнение и тревожность. Ребенок также перегружается на протяжении обычной школьной недели, когда имеет место повышенная нагрузка. Считается, что продолжительность урока также влияет на развитие тревожности. Установлено, что первые 30 минут занятия ученик собран, заинтересован, работоспособность на нормальном уровне. В последние 15 минут он уже не может сидеть спокойно.
  2. Проблемы с освоением программы. Иногда детям трудно освоить материал, который предлагает современная школьная программа. Далеко не каждому ученику под силу выполнить все, что от него требуется в школе. Ситуация может осложняться слишком сложной программой, например, когда ребенка переводят в гимназию или в класс с углубленным изучением определенных предметов. Случаи, когда уровень развития ребенка не соответствует программе. При наличии педагогической некомпетентности у учеников младших классов может иметь место синдром хронической неуспешности.

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/strahi/shkolnaya-trevozhnost-u-detej

Как помочь ребенку справиться с тревогой в школе

Начало учебного года нелегко дается некоторым детям. Не всем удается сразу же адаптироваться к школьной рутине и порядку после каникул, наполненных свободой и весельем. Поэтому дети плачут, волнуются из-за возможных неудач, плохо спят. “Правмир” публикует перевод статьи NPR о том, как помочь ребенку, который переживает тревогу в первые недели занятий.

— Возвращение в школу — это стресс для всех, — говорит Линн Буфка, практикующий психолог из Американской психологической ассоциации. — Даже для тех, кто уже ходил на уроки раньше. 

Для школьника нормально испытывать тревогу в первые учебные недели. Но это все равно вызывает беспокойство родителей.

— Если вы видите, что дети встревожены, не паникуйте, — говорит Джон Келли, школьный психолог из Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк. — Для большинства детей нормален некоторый уровень тревоги. Вспомните, как вы чувствовали себя в первые учебные дни. Вероятно, что вы переживали тоже самое, что и ваш ребенок.

Мы поговорили с экспертами о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить первые недели в школе и на что в поведении ребенка следует обратить внимание, чтобы уберечь его от более серьезных проблем.

Слушайте вашего ребенка

Будь открытыми, говорит Буфка. Если у детей возникают вопросы о школе или же в первые учебные дни происходит что-то, что они хотят обсудить, родителям стоит найти время, чтобы выслушать. Когда вы разделите с ребенком его переживания, то ему станет легче.

— Родители помогают детям распознавать свои эмоции и говорить о них. Доверительное общение в этом поможет, — говорит Буфка.

Обсуждайте детали

  • Когда слушаете ребенка, задавайте уточняющие вопросы. 
  • — Для родителей важно выяснить в беседе с детьми, почему те испытывают беспокойство, — говорит Буфка.
  • Если мать или отец знают, что именно заставляет школьника нервничать — друзья, учеба, новый учитель — они могут помочь ему решить ту или иную проблему.

Ищите решения вместе

Элеонора Макки, психолог из Детской национальной системы здравоохранения в Вашингтоне, округ Колумбия, предлагает спросить детей, что поможет им чувствовать себя лучше.

— Пусть они сами предложат, как решить ту или иную проблему, — говорит она. — Спросите их, что помогает им справиться с беспокойством во время учебы.

Вы можете помочь ребенку в поиске идей. И устроить ролевую игру, в которой сын или ночь опробует стратегии борьбы с волнением, которые вы уже определили. 

Подумайте о хорошем

Сформируйте у ребенка позитивные ожидания. Поговорите с ним о том, какие приятные события с ним произойдут в школе, вспомните о прошлом опыте, который его порадовал. Встреча с друзьями или увлекательная экскурсия — отличный пример. 

Обсудите прошлые успехи

Многие дети и раньше переживали из-за учебы. Но при этом достигали высоких результатов. Если напомнить ребенку о прежних победах, это поможет ему обрести уверенность в себе.

По словам Буфки, это покажет ребенку, что он в силах преодолеть свою тревогу, и это придаст ему сил.

Макки предлагает родителям шаблон:

— Я понимаю, что ты волнуешься, и это нормально. Но знаю, что ты можешь справиться с этим. Вспомни прошлый год, когда ты также нервничал, но… нашел нового друга, научился говорить по-английски, первым решил задачу и так далее.

Обратитесь за помощью к учителю

— Я удивлена, как неохотно родители разговаривают с учителями, — говорит Макки. — Они не хотят их лишний раз беспокоить, и не готовы признаваться, что у ребенка есть какие-то проблемы.

Но по ее словам, учителя не раз говорили, что им нравится, когда семьи обращаются к ним за советом. 

Педагоги тратят много времени, пытаясь узнать получше каждого из учеников. Если вы расскажете им, что ваш ребенок волнуется из-за учебы, вы сэкономите им время. В конце концов, родители лучше всех знают своих детей.

Возможно, ваш ребенок стесняется отвечать у доски или боится совершить ошибку — сообщите об этом учителю. Он может использовать эту информацию, чтобы поддержать своего ученика. Также вы можете предупредить детей, что встретились с их педагогом, чтобы они меньше беспокоились и знали, что взрослые на их стороне.

Позвольте детям отдохнуть после уроков

Дайте детям расслабиться после школы, говорит Макки. Им не нужно много времени, 5—10 минут будет достаточно. Детям, объясняет она, требуется передышка после насыщенного дня, когда их мозг перегружен.

Попробуйте провести это время вместе. Несколько минут приятного общения могут быть полезны для всей семьи — это еще одна возможность стать ближе.

Тревога утихнет не сразу

Не каждый ребенок сможет справиться с волнением в первые учебные дни. Наберитесь терпения. Каждый новый день может принести новые проблемы. Это особенно актуально для среднего звена, где у детей появляются новые учителя и предметы.

Вполне нормально испытывать трудности в школе в первые две недели учебного года. С 1 сентября каждый раз начинается новая жизнь. К ней нужно привыкнуть, и это займет некоторое время.

Когда нужна помощь психолога

В некоторых ситуациях вашему ребенку может понадобиться дополнительная помощь. Келли отмечает несколько признаков того, что без психолога не обойтись: если вы видите, что ребенок сильно переживает, ему трудно ходить в школу или он не может уснуть по ночам из-за того, что встревожен.

— Если ребенок отказывается делать то, что он обычно делал, или то, что прежде не вызывало трудностей, — говорит Линн Буфка, — то что-то идет не так.

Возможно, ребенок столкнулся с буллингом, или он перегружен учебой и нуждается в дополнительной работе с психологом.

Буфка говорит, что в некоторых случаях волнение из-за учебы может перерасти в отказ от занятий, когда дети не хотят посещать уроки. Поэтому лучше вовремя обратиться к профессионалу.

Источник:  NPR 

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-pomoch-rebenku-spravitsya-s-trevogoj-iz-za-ucheby/

7 СПОСОБОВ ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ БЫСТРО УСПОКОИТЬСЯ

Говорить встревоженному ребенку «успокойся!» бесполезно. Словесных приказов реактивная нервная система не слушается. В стрессовой ситуации ее надо успокаивать другими способами.

Мы прочитали советы Эрин Лейбы, доктора психологических наук, о том, как помочь ребенку успокоиться, если он встревожен (перед выступлением на сцене или перед контрольной, если испытывает неадекватный панический страх перед чем-либо, нервничает перед кабинетом врача и т.п.).

Все эти способы обращаются напрямую к нервной системе, а не только к сознанию ребенка, а потому — эффективно работают.

Зачастую ребенок и сам не понимает, почему он испытывает страх и тревогу перед чем-либо или кем-либо. А раз не понимает, то и контролировать себя не может.

В этот момент его самого контролирует симпатическая нервная система, которая в ответ на нечто страшное выдает вполне физиологическую реакцию: в кровь выбрасывается адреналин и норадреналин, повышается частота сердечных сокращений, кровяное давление, учащается дыхание.

Эта реакция досталась нам от предков, которые в опасной ситуации, чтобы выжить, либо защищались, либо убегали.

Современный ребенок тоже может убежать в случае опасности, но если опасности вроде как нет, да и взрослые рядом твердят, что «все хорошо», то организм разрывается от противоречий и выдает палитру поведенческих расстройств: ребенок может кричать, трястись, прятаться, цепляться, закатывать истерику, совершать странные или глупые действия. Все это попытка избежать стрессовой обстановки или ситуации.

Родители, не понимая истинной, глубокой причины поведения ребенка, могут даже наказать его за такое агрессивное, «невоспитанное» с их точки зрения поведение. Но это большая ошибка родителей. Таким образом они нисколько не помогают ребенку справляться со своими страхами, а только наоборот усугубляют положение — добавляют новый страх получить наказание за то, что он чего-то боится.

Исследования мозга уже давно подтвердили тот факт, что людям, а особенно детям, чрезвычайно трудно (если вообще возможно) мыслить логически и контролировать свое поведение во время стресса.

Чтобы начать поступать осознанно, им нужно сначала выйти из состояния истерики, паники или ступора.

А для этого требуется как минимум 20 минут с того момента, как причина, вызывающая тревожность и страх, исчезла с горизонта.

Так что же может помочь ребенку быстрее успокоиться, восстановить чувство безопасности и справиться со своим беспокойством?

1|| Стимулируйте блуждающий нерв. Блуждающий нерв — это главнокомандующий парасимпатической нервной системы, отвечающей за сохранение спокойствия в стрессовых ситуациях, но только если он сам полностью здоров.

Если ребенок постоянно испытывает тревожность, страх перед неудачей вплоть до потоотделения, сердцебиения, сухости во рту и другого физического дискомфорта — это причина наведаться к неврологу, чтобы проверить, как себя чувствует блуждающий нерв, все ли в порядке с его тонусом.

Повышенная тревожность может быть следствием сбоя в работе блуждающего нерва.

Что же касается быстрого решения проблемы, то успокоить ребенка можно стимуляцией блуждающего нерва в момент беспокойства: предложите ребенку пожевать жевательную резинку, спеть любимую песенку, медленно и равномерно дышать, съесть кусочек горького шоколада (который так же является парасимпатическим регулятором) или банально прополоскать горло.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b68f4637f5fa100a9a9a4e4/5dc2d23095aa9f00ad943327

Ссылка на основную публикацию