Когда ребенку давать твердую пищу

Когда ребенку давать твердую пищу

Когда младенец начинает пробовать помимо материнского молока или смеси блюда прикорма, всю пищу для карапуза перетирают и делают гомогенной. Пюре и жидкие кашки используются для перехода малютки к более густой, а затем и к твердой пище.

Когда ребенку давать твердую пищу

Многие мамы сомневаются, с какого возраста можно уже не давать измельченную до однородного состояния еду, а учить кроху жевать. Знать возраст, в котором рекомендовано введение в рацион твердой пищи, важно и для предотвращения возможных проблем, например, когда здоровый малыш в 3-4 года отказывается от еды кусочками или давится при кормлении.

Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

Когда кроха подрастает, данные врожденные рефлексы начинают угасать. Одновременно продолжается созревание желудочно-кишечного тракта малютки, а потребности в питательных веществах увеличиваются. Примерно в возрасте 4-6 месяцев дети уже готовы пробовать пищу, у которой плотность повышена.

Когда ребенку давать твердую пищу

Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, жевать и глотать плотную еду.

Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения.

Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

Рекомендуем посмотреть выпуск программы доктора Комаровского, в котором подробно освещается тема ввода прикорма в рацион малышей:

Переход от жидкого и полностью однородного питания к твердой пище обязательно должен быть постепенным. Сначала жидкое блюдо для крохи делают полужидким, а затем – вязким и густым. Кроме того, пюреобразную пищу со временем делают мелкоизмельченной, а после переходят к среднему измельчению и крупным кусочкам.

Когда ребенку давать твердую пищу

Этапы перехода будут такими:

  1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
  2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
  3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
  4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
  5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.

Когда ребенку давать твердую пищу

Некоторые дети протестуют против более плотной еды и требуют любимые пюреобразные блюда. Это нередко возникает из-за слишком быстрого перехода к неизмельченной пище. Кроме того, многие младенцы являются консерваторами и не любят менять привычный уклад, поэтому им следует дать время на привыкание к нововведениям.

Попробуйте изменить консистенцию любимого блюда малыша, настойчиво предлагая небольшое количество каждый день. При этом принуждать кроху к еде нельзя, чтобы у ребенка не появилось негативного отношения к более густой пище и питанию в целом. Увеличивать величину кусочков следует постепенно и очень медленно, чтобы это было для малыша незаметным.

Когда ребенку давать твердую пищу

Если ребенок старше года не жует еду кусочками, доктор Комаровский рекомендует:

  • Предложить ребенку самостоятельно размять пищу в своей тарелке, сказав, что в магазине любимое пюре отсутствовало, а блендер не работает.
  • Отыскать среди твердой пищи что-то вкусное, что наверняка понравится ребенку, например, свежую сушку или ломтики сладких фруктов.
  • Организовать прием пищи в общественном месте, где ребенок сможет наблюдать за другими детьми и будет ограничен в выборе продуктов.

О том, как научить малыша жевать, смотрите в следующем видео.

Узнайте, в норме ли вес вашего ребенка, воспользовавшись следующим калькулятором.

Источник: https://o-krohe.ru/detskoe-pitanie/prikorm/tverdaya-pishcha/

Жуем да пережевываем: когда и как приучить ребенка к твердой пище?

Когда ребенку давать твердую пищу

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Тем не менее существуют утвержденные сроки, в которые малыш должен овладеть определенными навыками.

Сильные отклонения от рекомендованных периодов говорят о проблемах со здоровьем. Многие родители задаются вопросом, как приучить ребенка к твердой пище. Это сложно и достаточно долго.

Важно знать оптимальный возраст для этого, правила, возможные проблемы и методы их решения.

Оптимальный возраст

Когда ребенку давать твердую пищуПищеварительная система, жевательный аппарат детей 4-5 месяцев не готов ни к какой другой еде, кроме адаптированной смеси или грудного молока. Поэтому до этого возраста педиатры не советуют вводить прикорм, и тем более начинать приучать к твердой пище. У малышей выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс: все твердые частицы автоматически выталкиваются из ротовой полости языком.

По мере роста и развития ребенка врожденные рефлексы постепенно угасают. Одновременно с этим совершенствуется пищеварительная система.

Одного грудного молока или смесей становится недостаточно для насыщения организма крохи необходимым количеством питательных элементов. Примерно с полугодовалого возраста родители начинают вводить прикорм.

Продукты первое время даются в измельченном пюреобразном виде.

Раннее приучение к употреблению твердой пищи может привести к таким последствиям:

Поздний переход к употреблению твердой пищи может повлечь за собой ряд проблем:

  • нарушение речи. Это связано с недоразвитостью жевательных мышц, которые принимают участие в произношении слов;
  • формирование неправильного прикуса;
  • появление проблем в работе пищеварительного тракта;
  • неправильный рост зубов;
  • психологические нарушения. В 2-3 года дети уже осознанно выполняют все действия. Некоторые могут отказываться от приема неизмельченной еды.

Поэтому родителям важно знать оптимальный возраст, когда можно начинать приучать кроху к твердой пище. Давать это разрешается после появления у крохи первых зубов. Это примерно возраст 7-10 месяцев. В это время у малыша возникают зуд, жжение десен.

Твердые частицы пищи помогают уменьшить выраженность дискомфорта. Рекомендуется приучать кроху к пережевыванию еды в то время, когда он будет к этому готов. Тогда процесс пройдет проще и быстрее.

Признаки того, что ребенок готов к употреблению твердой пищи:

Когда ребенку давать твердую пищу

  • малыш проявляет интерес к взрослой еде, которая не измельчена до пюреобразного состояния;
  • кроха пытается не сосать предложенную ему пищу, а снимать ее верхней губой и жевать;
  • ребенок засовывает в рот ложку. Это не вызывает у него рвотный рефлекс.

Педиатры считают, то дети старше 10-месячного возраста не должны давиться едой.

Важно, чтобы двухлетние малыши уже умели хорошо пережевывать твердую пищу. Ведь именно в этот период начинает формироваться прикус.

Поначалу твердая еда переваривается плохо, может выходить с калом в первозданном виде. Не нужно паниковать, ведь ребенок только учится жевать. Со временем такая проблема исчезнет.

С каких продуктов лучше начинать?

Когда ребенку давать твердую пищу

Из овощей, это может быть отварная морковь, картофель, а из фруктов разрешается давать кусочки груши, банана, персиков. Также начинать учить ребенка жевать стоит с хорошо разваренного риса, мягких макарон.

Лучше предложить крохе несколько продуктов, чтобы он смог выбрать наиболее понравившиеся. Если малыш любит тыквенное пюре, то можно отварить плод, нарезать его на небольшие кусочки и дать ему. Это вызовет у крохи приятные эмоции, связанные с процессом пережевывания.

Как перевести малыша на твердую пищу?

Родителям важно знать, как приучить ребенка к твердой пище. Резко переводить малыша на употребление кусочков продуктов не стоит. Это может вызвать проблемы с пищеварением. Процесс обучения должен проходить постепенно. Если раньше все продукты измельчались в блендере, то теперь можно пропускать их через мясорубку.

Когда ребенку давать твердую пищу

Ребенок будет получать маленькие кусочки пищи, которые он легко сможет прожевать. Специалисты рекомендуют для обучения крохи пережевыванию еды использовать ниблер. Это современный гаджет, который имеет вид небольшого сеточного мешка с ручкой. В него помещается продукт и плотно закрывается.

Ребенок будет учиться откусывать частицы фруктов и овощей через ситечко. В рот будут попадать мелкие кусочки, поэтому кроха не подавится. Большинству детей нравится есть через ниблер. Для детей продается специальное печенье, которое рассыпается сразу после контакта со слюной. Попадая в рот, оно становится мягким.

Малыш не сможет подавиться таким лакомством и легко его съест. Каши (рис, гречку, овсянку) стоит перетирать таким образом, чтобы оставались целые кусочки. Со временем можно будет предлагать крохе такие блюда в неизмельченном виде. Но в этом случае их нужно хорошо проваривать. Дробленый мелкий рис ребенок способен самостоятельно легко переживать.

При приучении малыша к твердой пище специалисты советуют родителям:

  • быть терпеливыми. Это достаточно долгий процесс. Сначала у малыша может не получаться хорошо пережевывать еду. Нельзя кричать, ругать кроху. Это приведет к тому, что ребенок откажется от употребления твердых частиц еды;
  • поощрять стремление малыша к пережевыванию пищи;
  • предлагать крохе любимые блюда. Тогда у него будет хороший аппетит, он быстрее научится пережевывать пищу;
  • купить ребенку прорезыватель. Такое приспособление формирует жевательный рефлекс;
  • предлагать крохе участвовать в процессе приготовления еды: например, дать ему размять отварную морковь или картофель вилкой;
  • усаживать кроху за взрослый стол. Малыш будет смотреть, как употребляют пищу родители и другие члены семьи. Это станет хорошим стимулом для обучения пережевыванию твердых частиц блюда.

Уже с годовалого возраста можно предлагать крохе целые кусочки овощей и фруктов. В это время организм ребенка уже полностью готов к пережевыванию твердой пищи.

Бывают ситуации, когда малыш отказывается употреблять твердую пищу. Это может быть вызвано разными причинами. Важно выяснить, почему кроха не хочет есть взрослую еду. Распространенные проблемы и пути их решения приведены ниже в таблице.

Читайте также:  Питание детей с диабетом, как регулировать рацион, организация диеты
Причина отказа Как проявляется Способ решения
Резкий переход на твердую пищу, ребенку лень жевать Малыш во время еды постоянно давится твердыми кусочками пищи. Ему не привычно глотать неизмельченные частицы продуктов Со временем кроха научится управлять языком. Давать ему твердую пищу лучше после основного кормления. Тогда ребенок не будет сильно спешить, чтобы утолить голод, а станет спокойно пережевывать предложенное блюдо.
Неправильная техника кормления: ложка глубоко вводится в рот, используется слишком большой объем порции У ребенка возникает рвотный рефлекс Стоит вводить ложку в рот неглубоко. Использовать следует детский столовый прибор, объем которого не превышает 3 мл.
Не нравится вкус блюда Кроха отказывается от еды Готовить малышу еду из тех продуктов, которые ему нравятся. Важно интересно презентовать ребенку блюдо.
Неготовность ребенка У малыша возникает расстройство стула после употребления твердой пищи, ухудшается аппетит Стоит повременить с приучением крохи. Для того чтобы подготовить его к приему твердой пищи, следует помочь ему выработать жевательный рефлекс. Для этого надо купить прорезыватель.
Психологическая травма (родители сильно ругали кроху за то, что он не может пережевывать твердые частицы еды) Ребенок боится твердой пищи, отказывается от нее, капризничает, плачет Общаться с малышом ласково. Предлагать ему новые блюда, при этом, не настаивая на их употреблении. Хвалить ребенка, если он ест твердую пищу. Рекомендуется использовать ниблер, чтобы заинтересовать кроху. В тяжелых случаях может потребоваться помощь детского психолога.
Гиперактивность ребенка Малыш не может сосредоточиться на процессе пережевывания, требует привычную пюреобразную еду Необычно презентовать блюда, чтобы вызвать у крохи интерес. Обратиться к специалисту: может понадобиться прием медикаментозных средств.

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка жевать твердую пищу:

Таким образом, приучать детей к употреблению твердой пищи следует с 7-10-месячного возраста. Подходить к данному процессу нужно аккуратно, ответственно. Нельзя резко переводить малыша на твердые блюда. Важно проявлять терпение, заинтересовывать кроху. Для этого следует приобрести ниблер, привлекать малыша к приготовлению любимых блюд.

Источник: https://momjournal.ru/kormlenie/perexod-na-prikorm/kak-priuchit-k-tverdoj-pishhe.html

Твердая пища для детей: когда и как можно давать

Прикорм – переходный этап от молочного питания к взрослой еде. Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи? И как понять, что ребенок готов к переходу на новый тип детского питания?

В первые месяцы после рождения ребенок питается только грудным молоком или адаптированной смесью. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу.

Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки еды.

По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, малютка начинает активно двигаться, и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4–6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах детского питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.

Твердая пища

Введение твердой пищи обусловлено не только возрастающими потребностями ребенка в питательных веществах и калориях.

При постепенном переходе на более густую и плотную еду происходит «тренировка» и  дальнейшее развитие пищеварительной системы ребенка, его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.

Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы ребенка позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности.

Хотя жевательных зубов у грудничка еще нет, он учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен.

Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцами), в дальнейшем, при попытке ввести в рацион более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты, и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи.

Как следствие, у ребенка может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному детскому питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу также приводит к появлению проблем с пищеварением в будущем.

Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания становится причиной слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту», в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.

Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи – от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.

Обучение потреблению более густой и плотной детской пищи можно условно разделить на несколько этапов, в  зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.

Когда ребенку давать твердую пищу

Питание ребенка: 4-6 месяцев

Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему ребенком пищи, отличной от материнского молока (адаптированной смеси), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев.

Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета.

Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношение ребенка к приему пищи).

Попытки родителей накормить ребенка из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ею, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы вследствие снижения частоты и активности сосания грудничком маминой груди.

Детские блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей, должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании.

В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма первым в рацион ребенка вводится однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты), а затем – молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы).

Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях овощи отваривают в воде или на пару и далее измельчают в блендере на высокой скорости, с добавлением небольшого количества овощного отвара, или дважды протирают через мелкое сито.

Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения, соответствующей возрасту маленького едока.

При введении прикорма в виде каши удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного производства, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси.

Для приготовления домашних каш крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть ее через сито).

Вначале готовят 5?%-ную полужидкую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем, через 2–4 недели, переходят на более густую 10?%-ную кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).

Когда ребенку давать твердую пищу

Питание ребенка: 7–9 месяцев

В этот период ребенок начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов – карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы «почесать» набухшие десны.

А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в его рацион овощные блюда с мелкими мягкими, неволокнистыми кусочками (не более 2–3 мм).

Овощи для ребенка можно измельчать в блендере на низкой скорости или один раз протереть через сито.

С 8–9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы.

Также с 8–9 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито.

После того как данная консистенция будет ребенком успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения мясного пюре, с небольшими кусочками (не более 2–3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния.

Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой, соответствующей возрасту ребенка, так как для «баночек» строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).

Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого момента можно давать малышу помусолить специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок.

С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб.

Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания. В связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить ребенку кашу.

Очень важно, чтобы ребенок упражнялся в жевании только под наблюдением взрослых, так как он легко может подавиться отломившимся кусочком.

Более безопасно в этом плане специальное растворимое детское печенье, которое тает у малыша во рту, снижая до минимума риск подавиться.

Необходимо выбирать печенье, которое не содержит искусственных красителей, ароматизаторов и вкусовых добавок, так как они могут вызвать аллергические реакции.

Питание ребенка: 10–12 месяцев

К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, пробует «жевать» все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку.

Стоит отметить, что, даже не имея жевательных зубов, малыш осваивает навык жевания, используя для этого десны и язык, совершая именно жевательные движения, в которых задействованы все звенья жевательного аппарата, кроме зубов (челюсти, жевательные мышцы, язык, губы, щеки).

В этот период пища ребенка должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3–5 мм.

Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10–11 месяцев предлагают в виде фрикаделек, а ближе к 1 году – в виде паровых котлет и суфле.

Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.

Ребенок в возрасте 10–12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата»), и ему можно смело предлагать небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он уже умеет самостоятельно брать рукой и класть себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много еды, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше и может подавиться.

Читайте также:  Лечение кистозного акне

Когда ребенку давать твердую пищу

Дети старше года

После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5–2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов.

Основу рациона ребенка на 2-м году жизни должна составлять твердая пища, требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной.

С учетом развития жевательного аппарата к 1,5–2 годам в меню ребенка должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п.

Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд ребенок полностью адаптируется ко «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.

Ребенок отказывается есть

Что же делать, если ребенок отказывается есть пищу кусочками и требует свое любимое пюре? В первую очередь необходимо разобраться с причинами, вызвавшими такое «привередничество».

Если ребенок отказывается есть от предлагаемой еды, давится и всячески протестует против нового вида питания, возможно, вы форсируете события, и кроха просто не готов к переходу на пищу более плотной консистенции. Если ребенку еще не исполнилось 6 месяцев, отложите попытки введения более густой пищи на 2-е полугодие жизни.

В случаях, когда карапузу больше полугода, у него уже прорезались первые зубки, он интересуется едой и умеет есть с ложки, но при этом отказывается от блюд с кусочками, не огорчайтесь.

Многие дети в этом возрасте большие консерваторы и очень осторожно относятся ко всему новому, дайте своему крохе некоторое время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.

У малыша наверняка уже есть какие-то вкусовые предпочтения, поэтому гораздо эффективнее приучать его к  новой консистенции, предлагая продукт, который он ест более охотно.

Проявите терпение и настойчивость и давайте ребенку небольшое количество менее измельченной пищи ежедневно, при этом ни в коем случае не принуждая ребенка есть через силу.

Любые насильственные действия приведут к обратному результату и сформируют негативное отношение к новой консистенции блюда и к приему пищи в целом.

Если вы все делаете правильно, через некоторое время маленький гурман с удовольствием будет пережевывать еду нужной консистенции.

Ребенок отказывается есть твердую пищу еще и потому, что если размер ложки и объем пищи в ней слишком велики для маленького ротика. Обычные чайные ложки не подходят для малышей 1-го года жизни.

Ложка для ребенка должна быть неширокой, лучше продолговатой формы и иметь небольшой объем (2,5–3 мл), может подойти кофейная или специальная детская ложечка, изготовленная из безопасных материалов (латекса, силикона).

При кормлении ребенка следует набирать небольшое количество пищи и не вводить ложку глубоко в рот, чтобы не раздражать корень языка и не вызвать рвотный рефлекс.

Негативное отношение крохи к твердой пище может быть вызвано слишком быстрым увеличением размеров кусочков или резким переходом от одной консистенции продукта к другой.

Не нужно торопиться с переводом ребенка на «взрослые» блюда и порции, необходимо соблюдать рекомендуемые сроки введения новой пищи, возрастные консистенции и объемы, чтобы переход от одного вида питания к другому был плавным и незаметным для малыша.

Иногда отказ ребенка от употребления твердой пищи может быть проявлением неврологического расстройства или симптомом некоторых заболеваний (например, воспалительные поражения в ротовой полости и глотке, болезни пищевода и т.

д.). Малыш может на время отказаться от пищи кусочками, когда у него режутся зубки. Если попытки введения твердой пищи долго остаются безуспешными или у ребенка есть какие-то симптомы, настораживающие родителей, необходимо обратиться к врачу.

Возможно, вам будут интересны статьи «Детские болезни: грязные руки» и «Что такое пищевая аллергия» на сайте 2mm.ru

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/pitanie_malysh/5108/tverdaya-pischa-dlya-detey

Как определить, когда начать давать своему ребенку твердую пищу?

  • Этот вопрос рано или поздно задают все родители сами себе или специалистам.
  • Вы можете услышать такие ответы:
  • Когда исполнится 4 (5 или 6) месяцев;
  • Когда появится первый зуб;
  • Когда хорошо сидит;
  • Когда перестанет давиться;
  • Когда хорошо держит ложку;
  • Когда мало прибавил в весе – не хватает еды из груди;
  • Когда начинает смотреть в рот;
  • Когда вес с рождения увеличился в два раза;
  • Когда самостоятельно держит голову и поворачивает ею из стороны в сторону;
  • Когда просит кушать после обычных кормлений грудным молоком.
  • На самом деле признаков готовности ребенка к прикорму всего два:
  • 1. Готовность желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) малыша;
  • 2. Созревание нервной системы и головного мозга ребенка;
  • Когда эти факторы совпадают во времени, ребенок готов к прикорму!

В первые месяцы жизни у детей имеется рефлекс выталкивания корня языка, который заставляет язык автоматически выводить наружу все посторонние кусочки и предметы. В возрасте около 5-6 месяцев этот рефлекс ослабевает. Есть младенцы, которые достаточно долго давятся твердой пищей. У них при попадании в рот маленьких кусочков возникают позывы к рвоте, кашель. Однако не нужно сильно пугаться и переживать, что именно у вашего малыша не получается, а все вокруг уже едят за обе щеки. У каждого ребенка свой темп развития и сроки созревания систем организма. Подавляющее большинство детей к 9 месяцам научаются проглатывать мелкие кусочки твердой пищи, перестают давиться и хорошо координируют движения языка и глотание.

Чтобы малыш научился есть

Родители, давайте ребенку возможность приобрести эти навыки – с каждой новой попыткой у малыша будет получаться все лучше и лучше. Для этого предлагайте новую пищу не только в виде пюре, но и мелкими кусочками (размером с зернышко риса или горошинку).

Конечно, это должно происходить под присмотром родителей, с поддержкой и верой, что всё получится правильно. Любящие родители готовы прийти на помощь в критический момент: постучать легонько по спинке, вытащить пальцем из рта кусочек, дать грудь, поцеловать.

Незрелый кишечник не может справиться с разнообразными продуктами питания до 5(а у некоторых деток и до 7) месяцев. Именно к этому возрасту в кишечнике появляется множество пищеварительных ферментов (энзимов).

Резкое учащение стула (до 5-7 раз в день) или его длительное отсутствие (более 3-х суток) на начальном этапе прикорма – это косвенные признаки неготовности ЖКТ ребенка к введению новой пищи.

Большие для данного возраста количества новой пищи тоже могут стать причиной проблем со стулом у малышей, хотя сроки начала прикорма правильные.

Если такая ситуация все же возникла, рекомендуется на несколько дней (от трех до семи) прекратить прикорм для восстановления баланса в ЖКТ и нормализации частоты стула (нормы могут варьироваться в пределах от 2-3 раз в сутки до 1 раза в один-два дня).

Возникновение аллергических реакций на введение новой пищи тоже может явиться еще одним признаком незрелости ЖКТ ребенка. Детские аллергологи не рекомендуют рано вводить твердую пищу, если в семье много случаев аллергии на пищевые продукты.

Зрелый кишечник вырабатывает протеин иммуноглобулин IgA, который предотвращает проникновение в кровь опасных аллергенов. В первые месяцы жизни ребенка в кишечнике мало этого защитного иммуноглобулина. Пик его выработки приходится на семимесячный возраст. Именно в эти сроки рекомендуется вводить прикорм детям с аллергическими реакциями.

Как правило, такие малыши сами гораздо позднее проявляют желание пробовать твердую пищу – встроенный механизм самосохранения.

Родители! Уважайте желания (или нежелания) своего крохи в отношении начала прикорма. Доверяйте природе!

Пищевой интерес

Появление пищевого интереса – важнейший этап развития нервной системы младенца. Это событие говорит о том, что ребенок готов к прикорму психологически. Мозг отвечает за координацию движений языка, губ, маленьких ручек, за внимание к поведению родителей и способы выразить свое «хочу!»

Дитя начинает клянчить – тянуться к пище на вашей тарелке, хватать вашу ложку или чашку ловким движением руки, смотреть на вас голодными глазами, широко открывать рот, когда вы открываете свой рот во время еды, имитировать глотательные движения.

Если ребенок с интересом смотрит, как вы едите, попробуйте сначала дать ему ложку. Если малыш доволен, то в данный момент ложка-игрушка (салфетка, крышечка и т.п.) более желанна, чем еда. Пользуйтесь моментом, чтобы самим спокойно покушать, пока кроха занят!

Другие признаки готовности нервной системы – способность удерживать спину вертикально, брать кусочки большим и указательным пальцами (пинцетный захват) и направлять их прямо в рот.

Замечено, что дети редко давятся или пугаются во время прикорма, если им предоставляют полную самостоятельность в задаче накормить себя. Ребенок на 100% сосредоточен своих ощущениях и процессах, происходящих у него во рту; действия рук, губ, языка максимально скоординированные! Малыш ни на что постороннее не отвлекается, получая удовольствие от процесса!

  1. Итак, подводим итоги
  2. Когда во времени совпадают два фактора:
  3. 1. Нет проблем с ЖКТ, аллергических реакций, когда ребенок начинает пробовать новую пищу;
  4. 2.малыш делает все сам: берет пищу рукой, доносит до рта, проглатывает или выплевывает, если пища не нравится,
  5. РЕБЕНОК ГОТОВ К ПРИКОРМУ!

Мы вас поздравляем! Начинается новый этап в развитии вашего малыша!

http://mama-city.ru/index.php/articles/prikorm/178-chas-x

Когда ребенку давать твердую пищу

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/446520386-139897603/

Как вводить ребенку твердую пищу — полезные советы и лайфхаки

Появившись на свет, новорожденный должен получать питание с первого дня. Его главной едой долгое время остается вкусное грудное молочко. При недостатке или полном отсутствии молока у мамы используется специальная смесь.

Ни в коем случае нельзя давать ничто другое, потому что пищеварительная система и отсутствие зубов не позволят усвоить и переработать продукты. Но время идет, маленький человечек растет. Его организму требуются полезные вещества, которые содержатся в других продуктах.

Мамочки спрашивают, когда и как вводить ребенку твердую пищу. Расскажем в подробностях о том, как постепенно менять рацион, чтобы не навредить здоровью, а вырастить здоровенького сына или дочурку.

Ребенок растет каждый день. Также быстро увеличивается количество выполняемых им движений. На все требуется энергия, которая поступает из пищи. Меняется количество и качество еды.

Мамино молоко – питательный продукт, но оно удовлетворяет потребность в полезных веществах лишь до определенного момента. По мере роста маленькому человечку приходится давать дополнительную пищу.

Ей и является прикорм. Мама постепенно готовит своего малыша к подобным изменениям, но и в самом организме происходят существенные изменения, что позволяет менять рацион.

Нервная система младенца несовершенна. Он чувствует боль, холод, тепло, но не может контролировать слюноотделение. Примерно к 5-6-ти месяцам отмечается согласованность в работе языка и глотки. Наблюдаются и другие изменения:

  • начинают вырабатываться ферменты, способные переварить еду, отличную от грудного молока (смеси);
  • повышается иммунитет;
  • укрепляется пищеварительный тракт.

С этого момента необходимо постепенно начинать давать прикорм. Он будет не только питать организм, но и поможет развить жевательные навыки.

Жевательные навыки у новорожденного полностью отсутствуют. Опыт пережевывания он получает в то время, когда начинают расти зубки. Но первые продукты он обрабатывает не ими, а деснами и языком, поэтому начинать прикорм следует с жидких блюд.

Внимание! Не стоит прикармливать ребенка раньше 5-6 месяцев. Организм еще не принимает постороннюю еду. Малыш срыгивает, у него появляются расстройства стула, он давится. При раннем приучении к еде родители наносят вред детскому организму. Стараясь оборониться, новорожденный капризничает, бьется руками.

Консистенция блюд, вводимых в рацион малыша, должна быть жидкой. Это могут быть овощные пюре, которые легко усваиваются. Педиатры рекомендуют готовить пюрешки из овощей белого или зеленого цвета:

  • кабачки;
  • цветная капуста;
  • брокколи.
Читайте также:  Постоянная боль в висках и ещё причины, способы лечения

Сначала вводится один продукт в небольшом количестве (с одной чайной ложки). Затем мама наблюдает за реакцией организма. При отсутствии высыпаний, проблем со стулом можно приступать к знакомству с другим продуктом, а потом к их смешиванию.

Чуть позже рекомендуется в рацион добавить жидкие каши из кукурузы, риса и гречки. Их варят на воде, а затем крупу перемалывают в блендере до гомогенного состояния. Ни одного комочка быть не должно.

Можно пользоваться специальными кашами, которые продаются в магазинах. Это сухой продукт, обработанный предварительно и перемолотый, поэтому подходит идеально для прикорма в возрасте 5-10 месяцев.

Основные правила прикорма с использованием каш и пюре:

  • начинать введение незнакомого продукта в то время, когда ребенок совершенно здоров;
  • давать новую еду в первой половине дня, тогда можно наблюдать за состоянием организма, настроением;
  • нельзя долго оставлять малыша на жидкой пище, надо переходить на более твердую.

Попробовав каши и пюре, малыш начинает интересоваться тем, что кушают за столом родители. Он протягивает руки к продуктам, смотрит на них, раскрывает рот, когда видит ложку. Это говорит о готовности пищеварительной системы к усвоению новых продуктов.

После знакомства с жидкими кашами вводятся блюда вязкие, а затем густые, а до твердых еще далеко. По-прежнему готовятся овощи и фрукты, но перед кормлением ребенка 7-8 месяцев они уже не измельчаются блендером, а перетираются 1 раз сквозь сито или тщательно раздавливаются ложкой. Каши не готовятся из крупы, которая перетерта практически в мелкий порошок. Используется мелкое измельчение.

С 7-8 месяцев рацион обогащается протертыми супами из овощей. Желательно использовать те продукты, которые ранее давались в виде пюре. Теперь консистенция становится другая. В супе можно оставлять кусочки, имеющие размер 2-3 мм.

Примерно в это же время у детей сформировано умение брать предметы в ручку и удерживать их самостоятельно. С 8-месячного возраста можно давать в ладошку сушку или детское печенье. Дитя берет в рот и сосет пищу. Однако стоит помнить, что мама в такое время должна быть обязательно рядом. Когда сушка становится мягкой, ее надо забрать из руки. Печенье он сможет размочить слюной и проглотить. 

С 8-9 месяцев ребенок должен начинать получать мясо. Можно начинать с индейки или курицы. Сначала кусочек отваривается, а затем 2 раза перетирается через мелкое сито мясорубки.

Полученную мясную массу мама смешивает с овощным пюре или кашей. В таком виде еда дается ребенку небольшими порциями. Он должен распробовать ее, пережевать и проглотить. Только потом советуем  предлагать следующую ложку.

К 10 месяцам у большинства детей уже прорезалось 6-8 зубов. Они начинают кусаться, с удовольствием тянут в рот пищу. Их любимым лакомством становится кусочек хлеба.

Пора начинать давать плотную пищу, где продукты размельчены до частиц размером 4-5 мм.

Так начинает формироваться жевательный рефлекс, где основная работа по пережевыванию и откусыванию пищи ляжет не на десны, как ранее, а на зубки.

При добавлении новых блюд, продуктов можно руководствоваться советами педиатров:

  • Фрукты натираются на мелкой терке и даются ложкой.
  • Из мясного фарша можно готовить фрикадельки, а затем разделять их на кусочки перед кормлением.
  • Можно предлагать ребенку отварные макаронные изделия, имеющие небольшие размеры.
  • Крупу уже нет необходимости перемалывать, ее достаточно хорошо уварить.
  • Пора учить ребенка брать рукой с тарелки маленькие кусочки пищи и отправлять их в рот.

Примерно к году у здоровых детей появляются коренные зубы. Именно они помогут тщательно пережевывать пищу. Но этот навык развит лишь у тех малышей, которым прикорм водился постепенно с 5-6 месяцев.

Понемногу расширяется детское меню. К 1,5 годам дети уже могут кушать:

  • паровые котлеты из рыбы и индейки, курицы, свинины:
  • запеканки из овощей;
  • салаты из сырых овощей, натертых на терке;
  • овощные и мясные рагу.

А с 2-2,5 лет дети обычно кушают ту же пищу, что и взрослые. Ограничения остаются на употребление соли, жирных продуктов, специй.

Даже педиатры не могут прийти к единому мнению, как правильно вводить ребенку твердую пищу. Все детишки разные. Одним может нравиться кабачковое пюре, а другие его никогда кушать не будут. Но пропустить момент, когда надо начинать прикорм, нельзя, иначе это отразится в дальнейшем на развитии как физическом, так и умственном. 

Источник: https://nyamkin.ru/advice/kak-vvodit-rebenku-tverduyu-pishchu

Как научить ребенка жевать

Развитие жевательного и глотательного рефлексов – это важный этап в развитии младенца. Навыки жевания позволяют предупредить поперхивание в более взрослом возрасте, улучшить развитие речевой функции, сохранить здоровье пищеварительного тракта. Мамы часто спрашивают у педиатров: как научить ребенка жевать, когда начать введение твердой еды.

Акт жевания – это процесс дробления и измельчения пищи при помощи жевательного аппарата.

Для нормального измельчения еды необходима слаженная работа мышц языка, челюстей.

У ребенка жевательный рефлекс начинает формироваться после 6-месячного возраста. К этому периоду малыш начинает все тянуть в рот.

К 9 месяцам у ребенка уже есть несколько зубов, поэтому он вполне способен начинать кусать ими хлеб, печенье.

Важно развивать интерес к пище в этот период, так как жевательный рефлекс может затихнуть.

К 12-месячному возрасту младенец уже хорошо кушает пищу, размятую вилкой, и суп с мелкими кусочками.

Во время этого периода необходимо снизить частоту употребления пюреобразной пищи, чтобы малыш не ленился жевать.

Функции акта жевания

  • Жевание в первую очередь необходимо для хорошего усвоения пищи, так как малыш растет очень быстро, ему требуются минеральные вещества, витамины, белки, жиры, углеводы.
  • При хорошем прожевывании еды витамины и микроэлементы быстрее всасываются в кровь через стенки кишки.
  • Другие функции:
  • Своевременное обучение акту жевания стимулирует навык глотания, предупреждает поперхивание во время еды после 1,5-2 лет.
  • Предотвращение развития заболеваний органов пищеварительного тракта за счет адекватного измельчения пищи.
  • Активация речевого центра, развитие артикуляционных мышц, стимуляция центра речи, предупреждение отставания речевого развития.
  • Поддержание пищевого интереса, формирование вкусовых пристрастий.
  • Предотвращение стоматологических болезней.
  • При своевременном начале обучения младенец нормально развивается, быстрее растет.

Причины трудностей в обучении

  1. Есть ряд детей, которые не могут научиться жевать.
  2. К основным причинам позднего развития жевательной функции относят:
  3. Позднее введение прикормов: своевременное введение прикормов готовит младенца к более грубой пище, тренирует мускулатуру языка, щек, формирует акт глотания.

  4. Длительное употребление ребенком еды с пюреобразной консистенцией: происходит из-за удобства использования покупных баночек, страха родителей, что малыш поперхнется, подавится.
  5. Длительное кормление кашами через бутылку, а не из ложки: тормозит развитие рефлекса к жеванию и глотанию.

  6. Гиперактивность грудничка: малыш не может сидеть спокойно во время трапезы, накормить из ложки в этом случае сложно.
  7. Отказ от еды и насильственное кормление.

  8. Отсутствие желания родителей кормить грудничка из ложки, перемалывать еду блендером, мять вилкой, так как эти манипуляции занимают много времени.
  9. Все эти мероприятия замедляют формирование жевательной функции.

Последствия несформированной жевательной функции

При несформированном жевательном рефлексе малыш плохо пережевывает еду. При этом всасывание микроэлементов и витаминов затрудняется.

Плохо измельченная еда способна повредить стенки пищеварительного тракта.

На переваривание крупных кусков требуется больше ферментных веществ, что приводит к перегрузке пищеварительных желез.

Во время акта жевания зубы нагружаются, что укрепляет пародонт (десны, корни зубов). Если малыш не жует еду, у него может развиться болезнь пародонта, кариес, выпадение зубов.

Полезные советы мамочкам: ПИТАНИЕ И НЕ ТОЛЬКО ПО МЕСЯЦАМ

Жевание тренирует мускулатуру, которая участвует в артикуляции (произношении речи).

При отсутствии полноценной жевательной функции возможна задержка речи. Дети начинают позже говорить, пропускать и заменять буквы, нечетко проговаривать слова.

Если жевательная функция не развита, у ребенка в приоритете сохраняется пюреобразная консистенция блюд. Это затрудняет дальнейшее обучение навыку.

Как научить ребенка жевать пищу

Чтобы научить грудничка жевательному навыку, следует подавать пример. Все члены семьи должны показывать, как нужно пережевывать еду.

  • При этом ребенку можно выдать кусочек хлеба, перемолотый вилкой картофель, тушеные овощи и другие виды продуктов.
  • Чтобы вызвать интерес к еде, рекомендуется садиться за стол всей семьей, не позвав малыша.
  • При громких разговорах о еде младенца заинтересует процесс приема пищи, он придет к столу сам.
  • Нельзя торопиться усаживать грудничка за стол, чтобы интерес разыгрался еще больше.
  • Другие моменты обучения:
  • Своевременное введение прикормов (сроки 4-6 месяцев).

После введения новой пищи пюреобразную консистенцию (4-7 мес.) постепенно меняют на кашицу с более крупными частичками пищи (7 мес.), далее просто измельчают еду вилкой (к 8-9-месячному возрасту).

К 11-12-месячному возрасту допускается предлагать младенцу твердую пищу. Блюдо в виде пюре дают отдельно от продуктов кусочками. Иначе ребенок выберет пюре, а не твердую еду.

Во время употребления твердой пищи малыш должен быть под присмотром, но не под пристальным надзором.

Чрезмерное внимание отталкивает малыша от еды. Не следует бояться, что грудничок подавится, так как малыш чувствует страх родителей.

Нормы потребления по возрасту

ВозрастКонсистенция, размер кусочков
4-6 мес. Пюреобразная консистенция или с крупинками по 0.3 мм в диаметре
8-9 мес. Пюреобразная консистенция с частичками по 1.5 мм
9-12 мес. До 3 мм
12-24 мес. Кусочки для глотания и прожевывания

На начальном этапе можно заворачивать кусочек пищи в марлевую тряпочку, дать младенцу.

Этот способ поможет натренировать мускулатуру. Для тренировки используют прорезыватели, сушки (большого размера).

Существует также современное приспособление «Ниблер». Он выглядит как ситечко. В сетку помещается кусок овоща или фрукта.

Малыш держит ситечко за ручку, пытается жевать. Крупные куски в рот не попадают.

После того как кусочек совсем смялся и измельчился, можно промыть ситечко, ошпарить, поместить туда другой кусок.

Продукты для тренировки жевания без приспособлений следует использовать те, которые младенец любит.

Это может быть яблоко, картофель, соломка, печенье, макароны, морковь, груша, кусочек котлетки и другие.

Для развития мускулатуры рекомендуется проводить массаж языка. Он помогает снижению выраженности рвотного рефлекса, улучшает работу язычных мышц.

Массажная процедура проводится в первый месяц обучения. Учить младенца рекомендуется в форме игры.

При успешном выполнении задания обязательно следует хвалить грудничка. Полезные советы:

Не следует давать очень большие куски. Их неудобно держать и кусать.

На тарелку продукты кусочками следует укладывать понемногу. Если малыш все съел, можно положить еще немного. Добавлять новую порцию следует только после того, когда он прожует предыдущую.

Обязательно проводить гимнастику по развитию артикуляции. Занятия повышают силу мускулатуры челюстно-лицевого аппарата.

При соблюдении этих правил ребенок быстрее научится пережевывать кусочки продуктов.

Процесс обучения жевательной функции достаточно длительный. При своевременной и постепенной смене консистенции пищи грудничок не заметит, как научится жевать.

Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.
Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!

Источник: https://PitanieDeti.ru/pitanie-do-3-let/pitanie-do-goda/pitanie-po-mesjacam/kak-nauchit-rebenka-zhevat.html

Ссылка на основную публикацию