Дислексия у младших школьников и её коррекция

Дислексия у младших школьников и её коррекция

Одной из самых распространенных логопедических проблем у детей младшего школьного возраста является дислексия – невозможность овладения ребенком навыками чтения и письма при сохранении его умственных способностей.

Эта проблема значительно затрудняет общее развитие, ведь без чтения невозможно получить необходимые, базовые знания для последующего обучения в школе и дальнейшей жизни. Именно поэтому такой вопрос как диагностика и способы коррекции дислексии сегодня очень актуален во всем мире.

Современные логопедические методики позволяют своевременно помочь ребенку младшего школьного возраста (если появились такие симптомы) и способствуют его дальнейшей социальной адаптации путем поэтапного устранения этого заболевания.

Разработаны специальные комплексы упражнений, выполняя которые, ребенок может сначала начать читать отдельные буквы, а затем и вовсе целые слова и предложения.

Регулярные занятия с логопедом, выполнение специальных упражнений позволят добиться хорошего результата коррекции дислексии у младших школьников.

Что такое дислексия?

Дислексия у младших школьников и её коррекция

Как уже упоминалось выше, дислексия – это форма логопедической патологии, которая характеризуется нарушениями чтения и письма, невозможностью ребенка овладеть данными навыками при сохранении общего умственного развития ребенка. Иными словами, это то состояние, при котором ребенок может путать отдельные слова, буквы, неправильно их писать или читать.

В младшем школьном возрасте эта проблема встречается часто – именно в этот период закладываются навыки письма и чтения и наиболее актуальны для ребенка. Именно так он узнает новую информацию и приобретает новые способности и развивает их.

В случае дислексии происходит торможение этих процессов, что, безусловно, негативно сказывается как на адаптации ребенка в детском коллективе, так и на его индивидуальном развитии.

По всем остальным навыкам ребенок нисколько не уступает сверстникам – проблема заключается лишь в письме и речи.

Изначально у школьников с дислексией начинают возникать трудности в чтении, так что на данном этапе родителям следует установить, не является ли это заболевание причиной нарушения зрения. Если проблема связана со зрением, следует отправиться вместе с ребенком на консультацию к врачу-офтальмологу, подобрать очки или линзы с необходимыми диоптриями.

Все это позволит быстро и надежно разрешить ситуацию. В противном случае, если причиной трудностей в процессе обучения, длительных нарушений чтения и письма стала дислексия, родителям ребенка необходимо своевременно обратиться к логопеду. Постепенно, занимаясь с ребенком совместно со специалистом, можно успешно устранить создавшуюся проблему.

Виды дислексии

  • В результате постоянной невозможности прочесть увиденное центры головного мозга, отвечающие за речевые способности и письменность, не получают достаточного количества возбуждения – нервных импульсов.
  • В нормальном состоянии, при отсутствии дислексии, увиденный текст стимулирует головной мозг, который автоматически узнает ранее виденное слово, и в конечном результате ребенок это слово произносит вслух.

В случае данной логопедической патологии формируется неправильный стереотип действий: ребенок не может прочесть слово, и оно не закрепляется в механизмах памяти. Именно поэтому каждый раз, снова и снова на уроках чтения у него возникают трудности с этим навыком.

Существует классификация видов дислексии, которая полностью систематизировала ее виды. Специалисты-логопеды выделяют такие разновидности данной логопедической проблемы:

  • мнестическая дислексия;
  • фонематическая дислексия;
  • семантическая дислексия;
  • аграмматическая дислексия;
  • оптическая дислексия.

Следует рассмотреть все формы заболевания отдельно.

Мнестическая

Дислексия у младших школьников и её коррекция

Обусловлена нарушениями памяти ребенка. Вследствие непонимания он неспособен визуально запомнить вид каждой из букв алфавита, поэтому он допускает ошибки в составлении слов, написании букв, чтении и письме.

Проблемы памяти обусловлены нарушениями ее механизмов: попросту не происходит воспроизведение, анализ и фиксация полученной информации.

Выделяют также подвид мнестической – тактильную дислексию, которая возникает у слепых детей. Ей характерны нарушения в использовании речевых символов, их неправильный подбор ребенком.

Фонематическая

Дислексия у младших школьников и её коррекция

Характеризуется тем, что ребенок путает похожие слова, читая их по слогам – созвучные либо же схожие по написанию между собой. Дети с этой формой логопедической патологии могут также переставлять буквы местами в похожих словах и изменять их порядок. Таким образом, для этой формы характерно нарушение фонематической системы слова.

Семантическая

В данном случае у детей не нарушено правильное чтение слов; все слова они читают правильно, однако совершенно не могут пересказать смысл только что прочитанного. Смысловая связь слов будто теряется на фоне правильного произношения и прочтения букв и слов.

Этот вид еще известен как механическое чтение. Интересная особенность, что такие дети намного лучше, нежели те, у кого другой вид дислексии, улавливают новую информацию на слух.

Аграмматическая

Дислексия у младших школьников и её коррекция

Этот вид характеризуется невозможностью согласования окончаний слов между собой во фразах или предложениях, которые были написаны либо произнесены ребенком. Например: “высокий дерево”, “холодный вещь”, “маленькое тетя” и т.д.

Оптическая

Дислексия у младших школьников и её коррекция

Для нее характерно нарушение пространственного восприятия отдельных букв или слогов: ребенку трудно отличать схожие между собой по написанию буквы. Буквы могут быть близко расположены друг к другу или состоять из похожих частей, которые по-разному расположены. Все это влечет за собой нарушения в чтении фраз и предложений, в которых выявляются такие буквы.

Причины и механизмы дислексии

Основными причинами возникновения дислексии являются нарушения метаболических процессов в головном мозге – замедление обмена веществ вследствие незначительного или длительного кислородного голодания.

Основной причиной нарушений письма и чтения в случае дислексии является функциональная недостаточность головного мозга.

Если состояние мозга не критично, процесс запоминания и усвоения новой информации закрепляется в ассоциативных связях, при помощи которых в дальнейшем реализуются механизмы памяти.

В случае отклонения ассоциативные связи не формируются, или их формирование затруднено. Это обуславливает все проявления дислексии: недостаток речевого общения, письма и чтения на фоне нормального общего развития.

Формирование этой дисфункции также может возникать даже после незначительного кислородного голодания мозга у ребенка − в процессе родовой деятельности либо в последнем триместре беременности. Как следствие, развивается гипоксия головного мозга во внутриутробном периоде (или послеродовом).

На развитие дислексии оказывают влияние следующие факторы:

Дислексия у младших школьников и её коррекция

  • Генетическая детерминированность.

Доказано, что у лиц с этой патологией в детстве риск возникновения нарушений речи и письма у их потомства проявляется в большей степени, т. е это состояние может передаваться по наследству.

Родовая / черепно-мозговая травма – сотрясение головного мозга или его ушиб; они также могут обуславливать развитие этой патологии.

  • Инфекционные процессы матери во время беременности.

Определенные заболевания способны вызывать гипоксию плода, что также способствует формированию дислексии в дальнейшем.

Врожденные пороки развития центральной нервной системы – головного и спинного мозга. Они приводят к функциональной недостаточности полушарий, периодическому или постоянному кислородному голоданию.

  • Врожденные пороки сердца.

Сердечно-сосудистая система обеспечивает трофику головного мозга и всего организма в целом. При снижении этой функции (чаще всего вследствие пороков) у ребенка могут возникнуть логопедические отклонения в дальнейшей жизни.

Девочкам тоже свойственно развитие дислексии. Но установлено, что мальчики значительно чаще подвержены данному состоянию, чем девочки.

Основные симптомы

Дислексия у младших школьников и её коррекция

Каждому сознательному родителю необходимо своевременно выявить дислексию у ребенка для скорейшей ее коррекции и в дальнейшем полного устранения. Однако следует помнить, что это состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями: патологией зрения, серьезными, грубыми нарушениями памяти или интеллекта, похожими по симптоматике и проявлениям.

Существует несколько признаков, по которым можно заподозрить симптомы дислексии у младших школьников или детей дошкольного возраста:

  • ребенок не понимает прочитанную информацию (буквы, фразы или предложения);
  • в том случае, если во время чтения ребенок не может прочесть определенную фразу или предложение;
  • значительные сложности или невозможность освоения навыка письма;
  • орфографические ошибки (ребенок неправильно пишет отдельные буквы, путает их местами с похожими между собой);
  • замена ребенком отдельных слогов в слове;
  • если он неправильно произносит прочитанные буквы и постоянно ошибается в чтении.

Выделяют также и другие специфические признаки:

  • у ребенка возникают значительные трудности с речью или письмом, хотя остальное развитие ребенка соответствует норме;
  • значительные трудности в освоении новой информации;
  • сложности с ориентированием в пространстве;
  • нарушения мелкой моторики;
  • обучение значительно затруднено из-за нарушений чтения или письма.

Коррекция дислексии

На данный момент разработан комплекс специальных логопедических упражнений, которые позволяют значительно улучшить речь или письмо детей-дислектиков – тех, у кого обнаружено это состояние. Однако стоит помнить о том, что невозможно абсолютно избавить ребенка от этой проблемы, ведь причиной ее служит нарушение функциональной активности полушарий головного мозга.

При помощи упражнений можно в значительной мере поспособствовать формированию ассоциативных связей, а значит, и запоминанию, усвоению и воспроизведению полученной информации. Коррекция дислексии, регулярные упражнения с родителями и логопедом могут привести к значительному прогрессу в плане навыков чтения и письма, сделав процесс обучения ребенка менее трудоемким и более эффективным.

Коррекция является наиболее эффективной на ранних этапах развития дислексии. Чем раньше была диагностирована эта логопедическая патология, тем выше вероятность успешного преодоления ее проявлений.

Дислексия у младших школьников и её коррекция

Коррекция дислексии у младших школьников требует определенного подхода со стороны логопеда – необходимо проведение коррекционной семантической работы. Трудности в чтении, которые возникают у детей с этой проблемой, не могут быть устранены обычными школьными методиками.

Необходимо подобрать комплекс упражнений (например, проводить тренировки со слогами слов, при помощи специального логопедического арсенала и обеспечения растягивать или замедлять звучание отдельных слов, постепенно переходя к более сложному – фразам и предложениям). Характерной трудностью для таких детей являются новые или длинные слова. Необходимо подобрать контекстные ключи, по которым они смогут запомнить значение того или иного слова.

В логопедической практике выбор комплекса упражнений зависит от вида дислексии: коррекции бывают разные.

Наиболее популярными и эффективными считаются методики Корнева и Дэйвиса.

Методика Дэйвиса

Методика Дэйвиса подразумевает концепцию переключения сознания: после выполнения комплекса упражнений ребенок овладевает новыми словами, буквами и фразами и может воссоздать их в неискаженном виде, избежав, таким образом, дисграфии – неспособности воспроизведения слов в письменном виде.

Упражнения, которые включены в методику Дейвиса:

  • способность к восприятию − позволяет воссоздавать в памяти у ребенка свои образы и применять их в дальнейшем для чтения или письма (например, упражнение «Найди слово»);
  • переключение – упражнения, позволяющие «переключить сознание» (запоминание и воспроизведение ранее сложных для усвоения слов);
  • разрядка (позволяет ребенку вовремя «разряжать» свое сознание для отдыха от процесса обучения);
  • координационные упражнения (позволяют ребенку лучше ориентироваться в пространстве);освоение новых символов, легкое прочтение фраз и предложений.

Методика Корнева

Методика Корнева подразумевает коррекцию дислексии посредством выполнения специальных тестов – речевой гимнастики:

Дислексия у младших школьников и её коррекция

  • тест на “рядоговорение”;
  • субтест «Повторение цифр»;
  • тест на ритмы;
  • проба или тест «Кулак-ребро-ладонь».

Стоит заметить, что вышеуказанные методики тренировок при дислексии не являются единственными – существует огромное множество упражнений, которые можно использовать для улучшения произношения слов, чтения и навыка письма у детей. Подбор комплекса индивидуальных упражнений осуществляет специалист-логопед, однако контроль их выполнения и регулярность должны быть обязанностью родителей.

Лишь в таком случае значительно увеличивается шанс на успешное преодоление трудностей обучения. В процессе коррекции поначалу дети неизбежно сталкиваются с трудностями, поэтому родителям необходимо не прекращать курс тренировок и каждый раз указывать ребенку: “Найди свои ошибки”. Только таким образом можно в конечном итоге получить хороший результат: правильную речь ребенка.

Не стоит забывать и о слуховом запоминании информации, т.к.звуки являются хорошими раздражителями для головного мозга.

С их помощью навыки можно улучшить либо же закрепить (звуковые раздражители способствуют более быстрому становлению ассоциативных связей, а следовательно, и закреплению в памяти новых букв и слов).

Такие формы упражнений являются не только полезными, но и высокоэффективными.

В заключение

Профилактические меры в отношении этого расстройства речи и письма должны дать хороший результат, но только с раннего детства родители должны заниматься со своим ребенком.

Упражнения, преподнесенные в игровом виде, особенно хорошо усваиваются детьми: они обеспечивают правильное формирование абстрактного и логического мышления у детей в дальнейшем и являются одной из мер борьбы с этим заболеванием.

Ранняя диагностика дислексии и правильно подобранный комплекс логопедических упражнений поспособствуют лучшему усвоению школьной программы в дальнейшем, познанию новой информации, а также успешной социальной адаптации ребенка в детском коллективе.

Повторяем: у детей с дислексией совершенно не нарушено общее развитие. Все усилия родителей окупятся с лихвой: они позволят ребенку вести полноценную жизнь, в т.ч. получить качественное образование – неотъемлемую часть жизни успешного взрослого человека.

Читайте также:  Зависимость от корвалола и её основные признаки

Источник: https://DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/disleksiya-u-shkolnikov.html

Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения и профилактика

Понятие «дислексия» не знакомо обычному человеку, поэтому столкнувшись с ним, многие родители впадают в панику. Услышать такой диагноз могут даже те семьи, которые до поступления ребенка в школу активно занимались его развитием.

Внешне совершенно здоровый малыш, который способен наизусть выучить огромное стихотворение, нарисовать красивую картинку и показать гимнастический трюк, может обладать этим специфическим недугом.

Родителям важно как можно скорее принять меры по коррекции дислексии.

Дислексия и ее причины

Дислексия – это неврологическое нарушение или расстройство психики, при котором какая-то структура коры мозга блокирует работу анализатора, выражающееся в нарушении общей обучаемости и правильном восприятии цифр, знаков и букв. Различают несколько видов патологии: фонематическую, аграмматическую, оптическую, мнестическую или семантическую.

Нарушение обнаруживается в подготовительной группе детского сада или в первом классе школы, когда ребенок пытается научиться читать и писать. До 1887 года таких детей считали необучаемыми, однако врач Рудольф Берлин исследовал эту проблему и отметил, что дети с таким расстройством могут иметь высокий коэффициент интеллекта и незаурядные способности.

Дислексия обнаруживается у 4,7 % детей, поступающих в школу. Чаще нарушение встречается у мальчиков, а также у детей, пользующихся левой рукой для письма и имеющих правополушарный тип мышления.

Врожденные факторы формирования дислексии

Ученые сходятся во мнении, что нарушение зачастую является врожденным, чему способствуют следующие причины:

  • генетическая предрасположенность;
  • внутриутробное повреждение головного мозга из-за кислородного голодания, вызванного анемией, заболеваниями сердца у матери или плода; отклонениях в развитии пуповины; неправильного прикрепления плодного яйца; преждевременной отслойкой плаценты, асфиксией или длительным безводным периодом в родах;
  • повреждение головного мозга вследствие цитотоксического влияния высокой концентрации билирубина;
  • поражение центральной нервной системы ребенка в перинатальный период токсинами алкоголя и медикаментов;
  • гемолитическая болезнь, развивающаяся при резусной или групповой несовместимости крови матери и ребенка;
  • патология мозолистого тела мозга, появившаяся в эмбриональном периоде;
  • перенесенные будущей матерью инфекционные заболевания, такие как краснуха, корь, герпес, ветряная оспа, грипп;
  • механические повреждения черепа в родах из-за узкого таза матери, врачебных манипуляций и внутричерепных кровоизлияний.

Причины приобретенной дислексии

В редких случаях утрата навыка правильного восприятия знаков, букв и цифр приобретается после рождения. Проблема может появиться из-за неправильного функционирования отдельного участка мозга, спровоцированного некоторыми причинами:

  • задержка психического развития проявившаяся как последствие дефицита общения родителей с малышом, неблагоприятного психологического микроклимата в семье, отсутствия достаточного развития и воспитания;
  • общая умственная отсталость;
  • на фоне детского церебрального паралича;
  • нейроинфекция;
  • перенесенная в раннем детстве черепно-мозговая травма, сотрясение мозга.

Механизм дислексии

Навык чтения и письма как психофизиологический процесс возможен за счет слаженной работы таких анализаторов мозга, как зрительный, речеслуховой и речедвигательный. Человеческий мозг, в процессе чтения, проходит через несколько этапов:

  1. воспринимает буквы, узнает их и различает;
  2. соотносит их с соответствующими звуками;
  3. складывает звуки в слоги;
  4. объединяет слоги в слова, а их затем в предложения;
  5. понимает и осознает прочитанное.

Ребенок не может воспроизвести только что прочитанную информацию, при чтении путает звуки, переставляя их местами.

Классификация: разновидности дислексии и сопровождающие их симптомы

Специалисты выделяют несколько видов такой патологии как дислексия. Родителям необходимо знать и понимать особенности каждого из них, потому что они обладают специфическими признаками, требующими разной диагностики:

  1. Аграмматическая дислексия – проявляется в неспособности согласовать окончания слов между собой (например, число и род существительных и прилагательных) и неправильном произношении приставок и суффиксов слов («вкусная пирог», «из стулу», «коричневый медведи»). Эта патология наблюдается при недоразвитии грамматического строя речи, функциональных, синтаксических и морфологических обобщений (рекомендуем прочитать: фонематическое недоразвитие речи: что это такое?). Аграмматизмы проявляются как в устной речи, так и на письме.
  2. Мнестическая – выражается в невозможности соотнести зрительный образ буквы и произнесение звука (акустический образ). Ребенок с мнестической формой дислексии не может запомнить, какой звук соответствует букве, из-за нарушения речевой памяти. В речи и на письме он подменяет непонятный ему звук другой буквой («птичка»).
  3. Фонематическая – обнаруживается при смешивании и подмене фонем с нарушением смысла слова. Дети с фонематической формой нарушения путают значение слов, близких по звучанию (зверь – дверь, том – дом) и меняют порядок букв или слогов в слове (банка – кабан, лиса — сила).
  4. Семантическая дислексия или «механическое чтение» – обнаруживается в непонимании смысловой и синтаксической связи единиц предложения, значения отдельных слов, невозможности пересказать смысл прочитанного текста. При этом ребенок может бегло читать, правильно выговаривая слова, буквы и слоги. Такая разновидность патологии возникает из-за скудности словаря и несформированности слогового синтеза.
  5. Оптическая дислексия – выражается в затруднении отличить друг от друга визуально схожие буквы («О» и «С», «П» и «Н», «Д» и «А») при чтении слов и предложений из-за несформированности зрительно-пространственных представлений. При таком виде недуга ребенок может во время чтения перескакивать с одной строки на другую или читать зеркально (справа налево).
  6. Тактильная дислексия – проявляется у слабовидящих и слепых детей с нечетким тактильным восприятием, особенно при чтении книг, напечатанных азбукой Брайля. Ребенок хаотично водит пальцами по книге, пропускает буквы, теряет смысл прочитанного текста.

Диагностика дислексии

На раннем этапе развития ребенка уже можно самостоятельно диагностировать проявления (особенно фонематическую и мнестическую форму), свидетельствующие о возможной предрасположенности к данной патологии. Наблюдательные родители должны обратить внимание на следующие симптомы, проявляющиеся в 5-6 лет, чтобы вовремя обратиться к специалистам для дальнейшей проверки и коррекции:

  • позднее начало говорения;
  • невнимательность и нежелание читать самостоятельно вслух;
  • путаница с определением верх — низ, право – лево;
  • нарушение координации и мелкой моторики;
  • неуклюжий способ удержания ручки или карандаша;
  • плохая память и медленно пополняемый словарный запас;
  • замена слов и букв при пересказе просмотренного мультфильма и услышанного рассказа.

Заметив какие-либо симптомы нужно обращаться к логопеду, который соберет подробную характеристику и проведет тестирование по методу советского врача А. Н. Корнеева.

Специалист попросит ребенка совершить несколько действий: перечислить дни недели и времена года, скопировать предложенные жесты (например, хлопнуть, сжать кулак, помахать рукой), повторить какие-либо логические цепочки, повторить сложно произносимые слова, образовать форму множественного числа для предложенного существительного и прилагательного.

Дополнительно ребенок должен посетить отоларинголога, окулиста и психоневролога на выявление проблем со зрением, слухом и уровнем умственного развития. Генетическая предрасположенность выявляется при помощи анализа гена DCDC2.

Методы коррекции

Дислексия – это заболевание, которое может быть полностью излечено при своевременном обращении к специалистам (до 10-летнего возраста), адекватном и тщательном соблюдении всех необходимых условий. Каждый подвид патологии можно лечить специальными упражнениями в соответствии с проявлением свойственных ему симптомов, медленно и трудно, однако улучшение будет в любом случае.

Современная медицина предлагает несколько методик, помогающих решить проблему дислексии у малыша:

  1. Аграмматическая разновидность дислексии требует коррекционной работы по усвоению закономерностей языка, регулирующих правильность построения слов, предложений. Специалист предлагает ребенку составлять простые предложения, в которых слова правильно согласованы по падежу, числу и имеют соответствующие окончания, постепенно усложняя задачу.
  2. Мнестическая форма нуждается в развитии слухоречевой и речезрительной памяти. Упражнения на корректировку патологии представляют собой произнесение звуков и представление ребенку предметов или видео явно напоминающих букву, соответствующую этому звуку. Мнестическая дислексия легче других форм поддается исправлению.
  3. Фонематическая форма дислексии предполагает корректировку звукопроизношения и формирование понятия о звукобуквенном составе слова. Логопед проводит артикуляционные упражнения, а затем начинает работу над сопоставлением разных звуков при прослушивании и произношении.
  4. Семантический вид дислексии требует коррекции понимания школьником грамматических правил, увеличения словаря и развития слогового синтеза. Эффективно помогает корректировать патологию у младших школьников метод Рональда Дейвиса, состоящий из заданий на создание мысленных образов, переключение, упражнения на разряжение воображения, нахождение точки ориентации, определение себя в пространстве, освоение простых символов и их сопоставление со словами.
  5. Оптическая разновидность дислексии корректируется работой над зрительно-пространственным представлением и анализом зрительного восприятия знаков, букв и цифр. Ребенку предлагается игра, в ходе которой он прорабатывает зрительный образ буквы (ищет ее, дорисовывает недостающие части, лепит из пластилина, выделяет внутри слова, составляет из подручных предметов). Дополнительно необходимо ограничить пребывание ребенка за компьютером.
  6. Тактильный вид дислексии предполагает разбор схем и развитие представления с опорой на тактильные ощущения.

Упражнения

Специалистами разработано множество заданий, помогающих не только справиться с проявлениями недуга, но и развить мышление малыша дошкольного возраста:

  • Поочередно замыкать в кольцо каждый палец с большим пальцем. Сначала на одной руке, затем одновременно на двух.
  • Заучивание и повторение скороговорок (исправление семантической разновидности дислексии).
  • Сжимание маленького резинового мячика рукой и перекладывание его в другую руку во время произношения разных слогов (устранение фонематической дислексии).
  • Составление рассказов по картинке (профилактика мнестической дислексии).
  • Буквенные трафареты.
  • Одновременное чтение текста вместе с взрослым. Сначала читать нужно вслух синхронно, затем про себя. Затем тот же текст ребенок должен прочитать самостоятельно.
  • Рисование двумя руками симметричных рисунков или букв (фонематическая).
  • «Лодочка — замочек» учит складывать слоги из букв. Сочетание согласный – гласный – это лодочка и должно произноситься плавно. Сочетание согласный-согласный – это замочек и должно выговариваться резко и отрывисто. Так ребенок учится составлять слоги и правильно их произносить (мнестическая).
  • Игра на нахождение окончания у предложенного слова (теле(фон), компью(тер).
  • «Корректурная проба» — упражнение, при выполнении которого ребенку предлагается короткий текст, где нужно зачеркнуть или обвести в кружок все буквы «а», затем «б, в, г».
  • Поиск пропущенных букв в слове.

Прогноз и меры профилактики

Родителям не нужно бояться и впадать в панику, когда врач говорит, что у ребенка есть проблемы, независимо от вида диагностированной патологии.

Малыш может при этом проявлять незаурядные способности в музыке, рисовании, биологии и других сферах научного знания.

Ему необходимо лишь помочь преодолеть трудности с чтением и письмом, которые при упорной коррекции и применении методик избавления от дислексии, не мешают счастливо проживать жизнь.

Внимательные родители, которые беспокоятся за успешность своего ребенка в школьной и взрослой жизни, с самого рождения будут развивать мелкую и крупную моторику, предлагать различные игры на преодоление симптоматики и ошибок, улучшение памяти, внимания и зрительно-пространственной функции. С самого раннего детства не нужно лишать малыша общения с родителями, сверстниками и просто окружающими людьми. Родители должны стараться правильно разговаривать дома, исключая сорные слова и нецензурную брань.

На мыслительные способности детей негативно влияет слишком частое «общение» с электронными гаджетами и компьютером. Необходимо ограничить пребывание дошкольника возле монитора до 30 минут или одного часа в день.

Дислексия у младших школьников и её коррекция

Источник: https://www.deti34.ru/bolezni/nevrologiya/korrekciya-disleksii.html

10 упражнений для ребёнка с дислексией

  • Занимаясь с ребёнком с дислексией, нужно помнить о некоторых правилах:
  • • Создайте для ребёнка благоприятную атмосферу.
  • После плохих отметок, неприятных разговоров с родителями ребёнку необходимо почувствовать хотя бы маленький успех.
  • • Нужно отказаться от проверки скорости чтения у ребёнка.
  • Если учитель понимает, в каком напряжении находится ребёнок при такой проверке, то проведёт её тихо, не акцентируя внимания одноклассников.
  • Если учитель сам не понимает этого, попросите его проверить скорость чтения в щадящей форме.
  1. • Придерживайтесь принципа «Лучше меньше, но эффективней».
  2. Не стоит заставлять ребёнка читать большие тексты, это не принесёт пользы.
  3. Не ругайте ребёнка, когда у него что-нибудь не выходит.

Важно не сердиться, не раздражаться и не радоваться слишком сильно. Лучше вести себя спокойно, настроиться на успех, чтобы добиться хороших результатов.

Чтобы помочь своему ребёнку преодолеть проблемы с чтением, можно использовать следующие упражнения.

1. Узнавание букв.

• Попросите ребёнка зажмурить глаза, и «нарисуйте» на его ладошке букву. Ребёнок по ощущениям должен её узнать.

• Предложите создавать буквы: пусть добавит отсутствующий элемент буквы, преобразует букву, поменяв элементы: из Л сделать М, из П – Г, из Р – В и т.д. Для этого можно взять проволоку, нитки, пластилин.

• Можно выложить 4-5 букв и попросить запомнить их положение. Затем малыш закрывает глазки, а вы прячете одну букву или меняете положение букв, или выкладываете ещё одну букву. Ребёнок должен определить, что изменилось, и сделать так, как было в начале.

Читайте также:  Как снять обострение рассеянного склероза, профилактика

2. Чтение слоговых таблиц.

Попросите ребёнка прочитать слоги, записанные в слоговой таблице. Предложите почитать слоги в разных направлениях: снизу вверх, затем слева направо, по диагонали и т.д.

3. Игры со слогами.

• Положите на столе карточки (или кубики) со слогами, например: РО, СО, МЫ, КО, попросите найти лишний слог и пояснить, почему он лишний. В нашем случае это «МЫ», так как в других слогах есть гласная О.

• Снова возьмите карточки со слогами, например: «КА, ПА, ГА, ЗА». Назовите слово, не произнося последний слог. Ребёнок должен выбрать нужный слог и дочитать конец слова. Например, «соро-КА, ко-ЗА, раду-ГА».

• Из «рассыпавшихся» слогов предложите составить слово: НИ-СА — СА-НИ, КА-ЖИН-СНЕ – СНЕ-ЖИН-КА.

4. Чтение «зашумлённых» слов.

5. Чтение слов, напечатанных пунктиром.

6. Чтение слов, наложенных одно на другое.

7. Чтение строк с закрытой нижней половиной; с закрытой верхней половиной.

Для этого можно разрезать старые книги или газеты, а можно просто закрыть одну часть полоской бумаги или линейкой.

8. Поиск в тексте заданных слов.

Сначала ребёнок ищет и подчёркивает (можно обводить) слова, записанные на листке взрослым. Затем можно усложнить задание, предложив ребёнку находить слова, которые взрослый называет, а ребёнок воспринимает их на слух.

9. Восполнение пропусков слов в предложении.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу _____, печь _____, избу мела — еще до свету…

10. Чтение текста через слово.

Формирует ощущение нарастания темпа чтения, развивает произвольное внимание.

Приведенные упражнения совершенствуют операции и способности, которые являются составными элементами навыка чтения. Выполнение таких упражнений превращает чтение в необычное и занимательное занятие.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b5b2f9424286300a954a66b/5c264edf867e5900ab634adc

Учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Дислексия у младших школьников и пути ее коррекции | Социальная сеть работников образования

Дислексия у младших школьников и пути ее коррекции.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Из истории изучения дислексии.

Изучение нарушений чтения у детей начинается с конца 19 века и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного большинству детей.

Было замечено, что наряду с УО детьми, с трудом усваивавшим навык чтения, есть и другие категории детей, которые не могут овладеть грамотой, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие. Так в 1896 году английский врач Р.

Морган описал 14-летнего мальчика, испытывавшего огромные трудности в чтении и письме, но успевающим в точных науках.

Таким образом, на рубеже 19 и 20 веков существуют две противоположные точки зрения о нарушении чтения. Согласно одной — это симптом УО, согласно другой-патология чтения — изолированное нарушение, не связанное с УО. Терминология нарушения чтения менялась, но явление оставалось.

Какие термины существовали за прошлое столетие: словесная слепота, алексия развития, зрительно-словесная амнезия, брадилексия, врожденное нарушение чтения, специфическая задержка чтения, дислексия развития. Дефектологи пользуются термином специфическая задержка формирования навыка чтения, а врачи — дислексия развития.

Проблемой дислексии занимаются невропатологи, психоневрологи, нейропсихологи. В настоящее время проблема стала не только педагогической, но и медицинской.

Ученые обнаруживают общие черты, характерные для детей с нарушением чтения: все дети с нарушением чтения не могли перечислить месяцы, дни недели, алфавит, им трудна штриховка в определенном ритме, трудно заучивание стихов, в определении количества звуков в слове, в составлении слова из букв, данных в беспорядке, трудности в чтении хорошо знакомых слов, в которых пропущены или переставлены буквы.

Таким образом, дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Явление дислексии тесно связано с тем языком, на котором обучается ребенок. В европейских странах от 3 до 10% дислексиков. А среди японских детей и в Китае  примерно 1% дислексиков. В Англии, Франции до 33%  дислексиков. Такая разница объясняется методом обучения чтению. В Англии и Франции и других англоязычных странах глобальный метод обучения чтению.

В странах с письменностью, основанной на фонетической транскрипции, чтением овладевают сравнительно легко (немецкий, испанский, русский языки), в среднем дислексия примерно у 4,8%.

Психология акта чтения в норме.

Чтение — сложный психофизический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы, их интеграция.

И если нарушена работа одного из них, то есть выпадает из интеграции одно звено, то происходит нарушение чтения. Чтение, как один из видов письменной речи является более поздним и сложным образованием, чем устная речь.

Письменная речь развивается на базе устной и представляет собой более высокий этап речевого развития.

В процессе чтения можно выделить две стороны: техническую и смысловую. Техническая — соотнесение зрительного образа слова и его произношение. Смысловая-понимание, которое является основной целью процесса чтения.

Между технической и смысловой сторонами тесная связь, так как понимание определяется характером восприятия и в то же время зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.

Как  всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, причем каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим и постепенно переходит из одного качества в другое.

Исследователь Т.Г. Егоров выделяет 4 ступени формирования навыка чтения:

  1. овладение звукобуквенными обозначениями;
  2. послоговое чтение;
  3. становление синтетических приемов чтения;
  4. синтетическое чтение.
  1. Ступень овладения звукобуквенными обозначениями.

Так как не звук является названием буквы, а наоборот буква-это знак, символ, обозначающий речевой звук, поэтому сложный процесс усвоения звуко- буквенных обозначений начинается с познания звуковой стороны речи, а затем предлагаются буквы, являющиеся зрительными изображениями звуков. Учитывая это, можно утверждать, что буква будет усвоена тогда, когда:

  1. Когда ребенок дифференцирует звуки речи, то есть не смешивает их не акустически, ни артикуляторно.
  2. Когда у ребенка имеется представление о фонеме, тогда процесс усвоения буквы будет успешным, а не наоборот-тогда соотнесение буквы со звуком носит механический характер ведь изолированные звуки и этот же звук в потоке речи не совсем тождественны; исключение — обучение чтению в раннем возрасте.
  3. Когда достаточно развит зрительный анализ и синтез, способность определять сходство и различие букв.
  4. Когда достаточный уровень развития пространственных отношений.
  5. Когда достаточный уровень развития зрительного мнезиса (запоминание зрительного образа букв).

Эту ступень называют еще «подслоговым чтением». Характерно, что опознание слова осуществляется только при произнесении вслух, поэтому ребенок повторяет его, чтобы понять.

Единицей чтения является слог. Темп чтения на этом этапе в 3,5 раза меньше, чем во 2 классе, так как чтение аналитическое, отсутствует синтетическое чтение. На этой ступени уже имеет место смысловая догадка, особенно при чтении конца слова. Характерным является повторение только что прочитанного слова (особенно трудных и длинных).

Путем повторения слогов ребенок пытается узнать слово. Так же при чтении слов в предложении происходит повтор слов — это стремление ребенка восстановить потерянную смысловую связь. Таким образом, трудность на этой ступени — трудность синтеза, объединения слогов в слово, установление грамматических связей между словами в предложении.

  1. Ступень становления синтетических приемов чтения.

Это переходная ступень от аналитических приемов чтения к синтетическим. Простые и знакомые слова читаются целостно, а малознакомые и трудные еще по логам. На этой ступени значительную роль играет смысловая догадка, то есть наблюдается угадывающее чтение.

В результате угадывания происходит расхождение прочитанного с напечатанным, что ведет к большому количеству ошибок. Ошибочность чтения приводит к частым регрессиям-то есть возврату к ранее прочитанному для уточнения.

Синтез слов в предложении более зрелый, темп чтения возрастает.

  1. Ступень синтетического чтения.

Чтение словами, группами слов и техническая сторона чтения не затрудняет чтеца. Главная задача — осмысливание читаемого. Чтец осуществляет синтез слов в предложении и синтез фраз в едином контексте. Редкие ошибки при чтении. Темп чтения довольно быстрый.

Дальнейшее совершенствование процесса чтения осуществляется в направлении развития беглости и выразительности. Понимание прочитанного возможно при достаточном уровне развития лексико-грамматического строя речи.

Таким образом, основными условиями успешного овладения навыком чтения являются достаточный уровень развития:

  1. Фонетико-фонематической стороны речи (произношение, дифференциация, фонематический анализ и синтез).
  2. Лексико-грамматической стороны речи
  3. Пространственных представлений.
  4. Зрительного анализа и синтеза.
  5. Зрительного мнезиса.

Современные представления об этиологии дислексий.

Российские нейропсихологи выделяют следующие 4 типа этиологических факторов, оказывающих влияние на развивающийся мозг.

  1. Гипоксический — нарушение развития плаценты, аномалия развития пуповины, затяжные роды, асфиксия при родах.
  2. Токсический — связан с воздействием медикаментозных препаратов (тетрациклин, левомицетин, барбитураты, нейролептики, диабет, гипотериоз, алкоголизм матери, несовместимость крови матери и плода).
  3. Инфекционный тип-поражение в эмбриональный период (от 4-ой недели до 4 месяцев) — краснуха, корь, герпес, ветрянка, эпидемический паротит, полиомиелит, инфекционный гепатит; с 5-7 месяцев беременности — при бактериальных инфекциях у матери (кокки, спирохеты, токсоплазмоз).
  4. Механический тип-при плодоизгоняющих манипуляциях, опухолях таза, при узком тазе, при затяжных родах.

У 86 % детей с тяжелой дислексией встречаются 2-3 такие вредности. Существуют данные, свидетельствующие, что каждое предшествующее осложнение повышает риск возникновения последующего. Например, генетические аномалии плода провоцируют осложнения в период беременности, а это в свою очередь, снижает устойчивость к постнатальным инфекциям и другим соматическим заболеваниям.

Генетики, изучающие дислексию, пришли к выводу, что в 45% дислексия имеет наследственную отягощенность. Так же ученые выявили влияние мужского полового гормона тестостерона на развитие речевых зон мозга, это объясняет то, что дислексия в 3-4 раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

А также в качестве фактора ,определяющего возникновения дислексии, является конфликт при двуязычии-когда дома и в школе ребенок общается на разных языках. Возникает психологический конфликт между тенденцией ребенка к родному языку и необходимостью говорить на другом языке.

Такой же конфликт при семейном двуязычии, так как у каждого языка своя фонематическая система и свои закономерности грамматического строя речи.

В связи с этим в процессе овладения устной речи, языковые закономерности одного языка вступают в противоречие с еще плохо усвоенными закономерностями другого языка.

Группы ошибок при дислексии.

  1. Замены и смешения звуков при чтении (замены звонких и глухих согласных,аффрикат и звуков входящих в их состав).
  2. Побуквенное чтение-нарушение слияние звуков в слоги:Р,А,М,А.
  3. Искажение звуко-слоговой структуры слова:
  • пропуски согласных при стечении
  • пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения
  • добавления звуков
  • перестановки звуков
  • пропуск и перестановки слогов
  1. Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения и текста.
  2. Аграмматизмы при чтении — группа ошибок на аналитико — синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения.

Классификация дислексий.

  1. Этиопатогенетическая – в зависимости от того самостоятельное это нарушение или вызванное другим нарушением.
  1. Первичная
  2. Вторичная- вызвана органической мозговой патологией, сенсорными дефектами, низким интеллектом, невротическими расстройствами.
  1. Кинетическая (вербальная) — трудности на уровне чтения слов
  2. Статическая (литеральная) — трудность чтения на уровне букв
  1. Психологическая совпадает с современной +тактильная
  2. Современная классификация (патогенетическая)
  1. Оптическая
  2. Мнестическая
  3. Фонематическая
  4. Семантическая
  5. Тактильная

а)        Оптическая (оптико-пространственная) — трудности усвоения букв, сходных графически, смешения, замены Л-Д  З-В  Т-Г  Ь-Р  Н-И. Причина-недоразвитие оптико-пространственных  представлений, зрительный анализ и синтез.

б)        Мнестическая-трудность запоминания букв, связанная с речевой памятью-дети не могут воспроизвести речевой ряд из 3-5 звуков или слов или нарушают порядок, часто пропускают звуки или слова.

в)        Фонематическая — невозможность слияния слогов в слове.

1 Группа, обусловленная плохим фонематическим восприятием. Смешение фонем (зв.-гл., шип.-св., с-ц, ш-щ, щ-ч).

Так как в процессе речи речеслуховой и речедвигательные анализаторы тесно взаимодействуют, то недоразвитие речедвигательного анализатора (плохое произношение) оказывает тормозящее влияние на функционирование речеслухового.

В норме фонематическое восприятие формируется в дошкольном возрасте, но некоторое количество школьников и к концу букварного периода еще стоят на ранних ступенях фонематического развития.

2 Группа- нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа. А фонематический анализ более сложный процесс умственного действия.

Читайте также:  Вызывает ли краска для волос рак – новые исследования

А у детей с дислексией трудности всех форм фонематического анализа — как при выделении звука на фоне слова, вычленение 1-го и последнего звука и определение последовательности их в слове, их количества и места в слове.

Трудными являются для таких детей задания по преобразованию слов — они не заменяют 1 букву, а складывают снова слово, им трудно придумать слова с определенным количеством звуков, отобрать картинки, в названии которых присутствуют одинаковые звуки или определить количество звуков (слово не называется).

г)        Семантическая — нарушение понимания прочитанного слова, предложения, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания читаемого отмечается при слоговом чтении, иногда и при чтении целыми словами. В основном это дети с УО или ЗПР.

д) Аграмматическая дислексия-изменения

1.        падежных окончаний существительных («у товарищах»)

2.        неправильное согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.

3.        изменение числа местоимения (все-весь)

4.        изменение числа глаголов

5.        замены приставок, суффиксов в процессе чтения; этот вид дислексии наблюдается у детей с недоразвитием речи на синтетической ступени формирования навыка чтения.

е) Тактильная — наблюдается у слепых. Смешение букв состоящих из одинакового количества точек: Е-И, В-Х, А-Б, Б-Л, Л-К (расположены зеркально или отличаются одной точкой.

  • Таким образом, эти 6 видов дислексий можно сгруппировать в 2 большие подгруппы:

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/10/12/disleksiya-u-mladshih-shkolnikov-i-puti-ee-korrektsii

Коррекция дислексии у младших школьников — упражнения и игры

Чтение, правописание, речь – умения человека, в которых, ребенок с дислексией испытывает большое количество трудностей.

Необязательно наличие всех сложностей, они непостоянны, и меняются от человека к человеку из-за унаследованных различий в развитии мозга, или от типа обучения, которое он получает.

Часто мозг развит нормально, но основной упор развития сосредоточен в областях, отличных от языковой.

Эта «разница» остается незамеченной, пока человек не обнаружит сложность при обучении чтению и письму. Цель статьи – предоставить родителям, школьным учителям, воспитателям, базовую информацию о дислексии, развеять мифы и заблуждения, связанные с ней, а также описать несколько методик борьбы с этой болезнью.

Что такое дислексия и ее разновидности

Дислексия является языковой неспособностью к обучению. Дислексия относится к группе симптомов, которые приводят к тому, что люди испытывают дискомфорт с определенными языковыми навыками, особенно с чтением. Дислексия влияет на людей на протяжении жизни; однако ее влияние может меняться на разных этапах жизни человека.

Дислексия встречается у людей любого происхождения и интеллектуального уровня. Они часто одарены в искусстве, информатике, дизайне, спорте.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая дислексия
  2. Семантическая дислексия
  3. Аграмматическая дислексия
  4. Мнестическая дислексия
  5. Оптическая дислексия
  6. Тактильная дислексия

Как проявляются симптомы дислексии у младших школьников

Необходимо уметь распознавать признаки симптомов дислексии. Чем раньше у ребенка будут замечены сложности в обучении, тем раньше он или она получит должные инструкции и условия, необходимые для успешного обучения в школе.

Общие проблемы, с которыми сталкиваются люди с дислексией:

  1. Проблемы при изучении речи.
  2. Проблемы при изучении букв и звуков.
  3. Несогласованность письменного и устного языка.
  4. Проблемы в запоминании числительных.
  5. Слишком быстрое чтение, препятствующее пониманию текста.
  6. Невозможность изучения иностранного языка.

Признаки, которые выявляются у учеников младшего возраста

  1. Невозможность запоминания простых последовательностей, например счет до 20, название дней недели или повторение алфавита.
  2. Сложность в поиске рифмы к словам.
  3. Проблемы с распознаванием слов, начинающихся с одного и того же звука.
  4. Сложность с поиском слов.

  5. Трудно вспомнить названия мест и людей.
  6. Трудность запоминания устных указаний.

Но, не у всех учащихся, испытывающих дискомфорт с этими навыками, возникает дислексия. Тщательное тестирование навыков чтения, языка и письма — единственный способ подтвердить диагноз.

Коррекция дислексии

Любая болезнь должна лечиться. Процесс коррекции дислексии нужно начинать сразу, после постановки диагноза. Чем раньше учащийся научится преодолевать сложности, возникшие перед ним сейчас, тем лучше он будет адаптироваться к жизни во время своего взросления.

Ранняя коррекция дислексии, способствует избеганию сложностей, которые возникают у учащегося, начиная со школы. Упражнения, методики, курсы, все это не нужно откладывать в долгий ящик. Помощь ребенку необходима уже сейчас.

На фоне множества техник коррекции, методик и курсов для детей с дислексией, подробнее стоит выделить методики Дэйвиса и Корнева.

Методика Дэйвиса

Рональд Д. Дэйвис утверждал, что люди с дислексией — это мыслители, которые испытывают дезориентацию восприятия времени, зрения, слуха или баланса и координации. Методика Дэйвиса предлагает решение, основанное на двух элементах:

  1. Учащийся должен научиться контролировать дезориентацию.
  2. Учащемуся помогают устранить корневые причины появления дезориентации.

Контроль дезориентации

Самое главное, это обучение ребенка приемам, которые помогут ему понимать, когда он дезориентирован. Потеря ориентации восстанавливается просто, но для этого ученику необходимо принять это положение.

Научить ребенка ориентироваться в таких ситуациях даже проще, чем объяснить опасность огня. При дезориентации, он или она должен научиться использовать мышление, с помощью которого, выбраться из этого состояния. Выглядит, как осмысленный контроль нашего сознания.

За время существования методики Дэйвиса, было создано немало способов для обучения контролю дезориентации. Самым эффективным считается — Davis Orientation Counseling. Пользуясь этой техникой, ученик обучается мысленному переходу из своей позиции, в которой он сейчас оказался, в позицию наблюдателя. Используя переход в целях объекта для концентрации внимания.

Контроль дезориентации необходим для продолжения курса. Если учащийся научиться осознавать себя в пространстве, то впоследствии начнет правильно воспринимать буквы, а затем целые слова.

Одно и то же слово, для учащегося может выглядеть каждый раз по-новому. Победа над дезориентацией помогает ученику прогрессировать в обучении дальше.

Методы, используемые в курсе, очень просты для детей с дислексией. В основе программы стоит воображение, которым ученики пользуются весьма умело.

После прохождения начального этапа, научившийся контролировать, потерю ориентации ученик, делает большой прорыв в обучении, так как дезориентация была его основным препятствием на пути прогресса.

Возможно, все накопленные знания, полученные за годы обучения обычной школьной программой, скапливались в подсознании учащегося. Но получив контроль над собой, знания становятся на место, а скорость обучения возрастает в десятки раз.

К сожалению, убрав из списка проблем дезориентацию, дислексия никуда не пропадет. Ученик решил, промежуточную проблему, а не основную причину. Для избегания повторения симптомов, нужно полностью искоренять основную причину. Нужно ликвидировать факторы, которые вызывают дезориентацию.

Устранение путаницы в письменности – техника глиняного алфавита

Дезориентация часто вызывается отдельными письмами, которые визуально путают с дислексией. Например, ученику может быть трудно, отличить букву «Г» от «Т» из-за их похожей внешности. Либо букву «Ш» от «Щ», из-за письменной и звуковой схожести.

Глиняные буквы

Первым шагом к решению дислексии заключается в создании букв алфавита из глины. Использование глины, объясняется тем, что она является физическим трехмерным объектом и включает в себя творческую составляющую. С помощью литья букв из глины, алфавит уже не является чем-то произвольным, а тем, что сделал ребенок.

Наблюдая за тем, как ученик формирует буквы, и как они реагируют на произнесение названий букв, легко определить буквы, являющиеся «пусковыми механизмами» дезориентации, замешательства и неправильного восприятия, и тут же помочь ученику преодолеть дискомфорт, вызванный этим письмом.

Ученик моделирует два полных алфавита, сначала прописные буквы, затем строчные. По мере освоения каждого набора букв, учащийся запоминает правильную форму, название и последовательность каждой буквы.

Создание алфавита сопровождается аналогичной работой со знаками препинания. При наличии этих знаний, учащийся может использовать важный инструмент обучения, который доступен мыслящему ребенку: способность исследовать значение слов в словаре.

Методика Корнева

  • Методика Корнева, отличается от работы Дэйвиса, в основном тем, что помогает родителям либо педагогам, выявить дислексию на ранних этапах жизни ребенка.
  • Исследователь разработал ряд тестов, направленных на определение наличия дислексии у учеников.
  • Например:
  1. Ученик должен назвать по порядку предметы, расположенные на столе, а затем рассказать, зачем они нужны (солонка, салфетки, тарелки и т.д.).
  2. Повторить несколько жестов руками за взрослым, в правильной последовательности.

  3. Повторить за взрослым ритм или мелодию, простучав кулаком по столу.
  4. Показать, где у ребенка правая или левая рука, повторить с ногами.

Данные тесты, можно проходить не только для определения дислексии, а использовать как тренировку для ребенка.

Исследователь разработал курс для педагогов, занимающихся с детьми с дислексией. Техника включает в себя советы и подсказки, по оптимизации процесса обучения:

  1. Подбор для ученика с дислексией особенного темпа обучения.

Это поможет избежать проблем с освоением материала, на который у учащегося может уйти больше положенного времени. Отсутствие дополнительных образовательных часов, может серьезно отразиться на ученике, вплоть до появления депрессии.

  1. Периодический контроль, полученных навыков.

В процессе прохождения курса, учащийся приобретает навык автоматизации различных операций, например составления словесной связи. Необходимо проводить тестирование обучающегося для закрепления подобной автоматизации или нахождения новых связей.

  1. Один из самых важный советов, внедрение в курс обучения образовательных игр.

Процесс обучения проходит гораздо эффективнее, если ребенок мотивирован играть. Наиболее полезными, считаются игры, которые включают в себя необходимость читать, объяснять, показывать жестами.

Главное помнить, в игре, чтение не должно быть целью, ученик должен читать, чтобы достичь чего-то другого. Это формирует понимание, что чтение не является чем-то недостижимым.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Каждый учащийся уникален, а значит, учится по-разному, поэтому необходимо использовать сильные и слабые стороны ученика. Идеального рецепта не существует, но обычно он требует много практики, рутины, любви и поддержки.

Одно из основных упражнений – чтение. Нужно очень много читать. Есть разные способы поддержать чтение ребенка.

Прослушивание аудио книг позволит родителям читать вместе с учеником.

Поиск любимых книг. У каждого ученика есть книга с его самым любимым героем, будь то рыцарь или добрая фея, повторение данного произведения пойдет ребенку на пользу. Это может быть немного скучно для родителей, но это необходимо для успешного обучения.

Обсуждение истории, которые были прочитаны ребенком и родителем вместе.

Игровые способы коррекции дислексии

Игра 1. Однокоренные слова.

  1. Ученик должен найти группу из однокоренных слов, которые связаны не только одним корнем, но и значением, например:
  2. Знать, знал, познание, знание.
  3. Горе, горевать, горечь, горюет.
  4. Краска, покрасил, накрасил, покраска.

Игра 2. Карточки со словами. Необходимо нарезать много маленьких карточек. Разместив на каждой букву или простое слово. Слова должны быть универсальными, для создания большого количества различных предложений.

После подготовки карточек, ученику предлагается поиграть в одну из игр.

  1. Ученик переворачивает карточку и произносит звук или слово. 2. Педагог произносит слово, а ученик должен найти его среди карточек на столе.

    3. Педагог произносит слово, а ребенок подбирает к нему рифму из слов на карточках.

  2. Ученик выбирает любую букву, а затем называет предметы, которые он видит, начинающиеся с этой буквы.

    Игра 3. Барабанщик.

Произнося слово по слогам, необходимо вместе с ребенком хлопать в ладоши или бить в барабан. Это поможет с написанием слов, когда они разбиты на части. Нужно найти несколько средних по длине слов, и одно длинное. Например: Колесо, привет, пирожок, понедельник.

Игра 4. Поиск слов.

Ученику называют звук и просят подумать и назвать слова, которые начинаются с этого звука, или имеют его в составе. Педагог может участвовать в состязании с ребенком для увеличения мотивации обучающегося. Можно добавить ограничение по времени.

Профилактика дислексии

Одним из лучших методов профилактики дислексии, как ни странно является общение с ребенком. Помимо этого, следует чаще разговаривать об успеваемости с учителем ребенка.

Необходимо проверить глаза и уши ребенка у специалиста. Определенные нарушения визуального и слухового восприятия могут имитировать дислексию, но должны лечиться по-разному или даже могут быть устранены.

Использование разностороннего подхода к изучению букв и слов. Совместное создание песен и рассказов, поможет в улучшении навыков письма и словесной памяти.

Разделение уроков на этапы. Если ребенок в классе изучает десять иностранных слов в неделю, нужно проверить, может ли он работать только над тремя или пятью словами в неделю.

Прохождения тестов на дислексию. Периодически можно проходить такие тесты с учеником, для наиболее раннего выявления дислексии. Тесты также помогут выявить сильные и слабые стороны ребенка, что впоследствии лишь облегчит обучение.

Источник: https://logoprav.ru/korrekciya-rechi/korrekciya-disleksii-mladshih-shkolnikov

Ссылка на основную публикацию