Гиперактивность и аутизм — как различаются синдромы

Опубликовано в Аутизм, дети, СДВГ,

Гиперактивность и аутизм - как различаются синдромы

Синдром дефицита внимания и аутизм (РАС — расстройства аутистического спектра) – «модные» диагнозы, которые любят раздавать детям, чье поведение кажется окружающим взрослым странным. При том, что обыватели не способны установить, есть ли подобные проблемы у ребенка в принципе, и о каком нарушении конкретно идет речь.

Чем отличается аутизм от СДВГ?

Несмотря на то, что оба синдрома классифицируются как расстройства психоэмоционального развития, гиперактивность и аутизм у детей – в корне отличающиеся состояния.

Если СДВГ с аутическими чертами считается неврологическим расстройством, влияющим на поведение ребенка, то аутизм вызван отсутствием зеркальных нейронов в головном мозгу.

Некоторые схожие черты у двух расстройств есть, но эти патологии отличаются друг от друга. Первая из них поддается коррекции, вот вторая – нет.

Ребенок научится жить с аутизмом, интегрируется в общество, но избавиться от особенностей восприятия мира не сумеет.

Наиболее явные отличия аутизма от СДВГ или особенности:

Гиперактивность и аутизм - как различаются синдромы

  • Аутичный ребенок зацикливается на одном действии изо дня в день. Он старается выбирать постоянный маршрут прогулки, одинаковую одежду, может проводить часы за выполнением монотонного, не несущего какой-то пользы действия: переливает воду из одного сосудов другой, или переставляет предмет с места на место. Гиперактивному малышу напротив, необходима постоянная смена впечатлений, монотонность для них невыносима. Поэтому им сложно долго заниматься одним делом или каждый день ходить по одной дороге.
  • Понимание новой информации через конкретную схему, рисунок или таблицу. Аутист разберется в любой информации, если получится ее систематизировать, у носителей СДВГ не хватает на это терпения, концентрации.
  • Бедная мимика. Аутисты не склонны посылать окружающему миру сигналы о своих переживаниях. В то время как гиперактивные дети активно выражают эмоции, часто строят рожицы.

Гиперактивность и аутизм - как различаются синдромы

  • Ребята с СДВГ любят перемены в мире вокруг них. А вот аутист может впасть в настоящую панику, даже если просто переставить в его комнате мебель или изменить привычный ему распорядок дня. Им комфортно находиться в максимально неизменных условиях.
  • Аутизм чаще встречается у мальчиков. У девочек он редок и слабо выражен.
  • Интеллектуальный уровень. Интеллект аутистов, как правило сохранен, но слабо реализуется из-за особенностей заболевания. Более того, они часто показывают очень высокие результаты на тестах IQ, но не могут демонстрировать ум на людях. Различия СДВГ и аутизма кроются в особенностях нервных систем, но обе патологии вызывают у ребят проблемы с развитием, приобретением социальных навыков. Ребенок с СДВГ сложно осваивает новое из-за необходимости постоянно переключаться на другой вид деятельности и проблем с вниманием, а не из-за того, что ему неинтересно.
  • Гиперактивность и аутизм у детей приводят к проблемам с общением. Но аутисту просто не нужно и даже неприятно контактировать с другими людьми, даже близкими, они часто плохо реагируют даже на объятия родителей. А гиперактивный сорванец просто не умеет заводить отношения, но с удовольствием играет с теми, кто его понимает и принимает, проявляет заботу, ласку.
  • Рассеянное внимание. Аутичному ребенку неинтересно происходящее вокруг, он погружен в свой мир, а гиперактивный отвлекается на любой вид деятельности.

Несмотря на схожесть некоторых внешних проявления, дети с этими синдромами по-разному воспринимают мир и себя, им необходима различная помощь.

Крайне важно, чтобы при постановке диагноза врач видел не только вершину айсберга в виде внешних проявлений, но и понял причины, вызывающие те или иные реакции.

Несмотря на такое количество коренных различий, эти два диагноза часто путают, особенно у маленьких детей, так как сходных черт у обеих патологий также предостаточно.  Однако схожесть их только внешняя: причины поведенческих реакций различаются психологически и физиологически.

Гиперактивность и аутизм - как различаются синдромы

Важно распознать, что конкретно движет ребенком при совершении той или иной деятельности, чтобы подобрать правильную терапию и не упустить время для коррекции синдрома и социальной адаптации маленького члена общества.

Спутать СДВГ с аутичными чертами и истинный аутизм у ребенка, довольно просто из-за схожих симптомов:

  • Неуклюжесть движений.
  • Проблемы со сном, беспокойство, приступы бессонницы, совсем маленькие способны плакать от того, что хотят спать, но уснуть не могут.
  • Сложность при установлении социальных контактов, как со сверстниками, так и со взрослыми. Но если аутисту просто неинтересно, то гиперактивные дети будут пытаться. Просто их часто не принимают в компанию из-за неумения вести диалог, вслушиваться в слова собеседника.
  • Неумение понимать эмоции, чувства, плохая способность ориентироваться в человеческой мимике.
  • Дословное понимание метафор, любых идиоматических фраз. Детям сложно осмыслить понятие многозначности слова.
  • Повторение каких-либо действий на протяжении долгого времени, зацикливание на словах и фразах.
  • Неприятие смены режима или перемен в окружающей обстановке.

Гиперактивность и аутизм - как различаются синдромы

  • Страх нового: вещей, людей, мест или занятий.
  • Проблемы с обучением новым навыкам.
  • Задержки в развитии речи, используемой для коммуникации. Больные легко учат слова и выражения, которые им нравятся и регулярно их повторяют, но изучать конструкции, необходимые для создания диалога не стремятся.
  • Полностью сохраненный интеллект, часто выше среднего. Однако это не обеспечивает успеха при обучении, часто даже наоборот. Так как из-за проблем с концентрацией внимания, ребенок не может вникнуть в суть нового материала или запомнить его надолго.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Источник: https://newneuro.ru/otlichie-sdvg-ot-autizma/

ᐉ Схожесть и различия аутизма и СДВГ — подробное объяснение

Гиперактивность и аутизм - как различаются синдромы

Ребенок требует внимание

Из-за того, что проявления синдрома дефицита внимания и аутизма иногда бывают очень схожими, специалисты затрудняются с диагнозом. Прежде чем сделать заключение, врач проводит ряд тестов и анализов. Родители иногда преждевременно паникуют, принимая СДВГ за аутизм. Но между данными расстройствами есть принципиальная разница.

Схожесть и различия аутизма и СДВГ

Оба синдрома имеют следующие внешние проявления:

  • невнимательность, плохая концентрация. Данный критерий обязателен для постановки диагноза СДВГ;
  • гиперактивность. Присуща обоим заболеваниям, но не является обязательным пунктом для конечного заключения;
  • импульсивность, малая осознанность своих действий;
  • плохая способность к организации своего труда и времени.

Также схожесть между СДВГ и РАС (расстройство аутического спектра) заключается в том, что им чаще получают диагноз мальчики.

При всем этом большинство специалистов придерживается мнения, что данные заболевания взаимоисключающие, т.к. носят разную природу.

У аутиста могут также быть тревожные состояния и невнимательность. Но они имеют другую причину возникновения. Если при СДВГ плохая устойчивость внимания считается одним из главных критериев, то при аутизме — скорее дополнением к анамнезу.

Гиперактивность и аутизм - как различаются синдромы

Невнимательность в школе на уроках

Также деткам с СДВГ менее свойственны аутические проявления в виде отрешенности. Да, они могут засмотреться в окно, задуматься о чем-то своем. Но это вызвано непосредственно неспособностью концентрироваться долго на разговоре или выполнении определенного действия. Аутичный ребенок будет именно «замкнутым», отрешенным.

Одним из главных различий между СДВГ и РАС выступает отстраненность от социальных контактов. Трудности при построении межличностных отношений возникают в обоих случаях. Но при аутизме причиной выступает просто нежелание и равнодушие самого ребенка, а при СДВГ – неспособность выслушать до конца собеседника, привычка перебивать и т.д.

Для точной постановки диагноза необходимо обратиться к врачу: неврологу, психологу и психиатру. Больше информации даст МРТ.

Главное – проконсультироваться у специалиста, а не вешать ярлыки на ребенка преждевременно. Своевременное обращение за помощью позволит ускорить процесс выздоровления.

Гиперактивность и аутизм - как различаются синдромы

Ребенок игнорирует просьбы родителей

Что о заболеваниях говорят родители деток

Проявления синдромов похожи, и нередко родители прибегают к неправильным методам лечения, паникуют и тем самым травмируют своих детей. Если же при первых подозрениях, что с вашим чадом что-то не так, вы обратитесь к врачу, то негативных последствий можно избежать. Ниже представлены отзывы родителей, у которых детки больны СДВГ и РАС.

Опыт постановки диагноза
Позитивный Негативный
Пришлось море литературы перелистать, прежде чем мы узнали, что с нашим сыном. Сходили к неврологу – он подтвердил наши опасения. У малыша СДВГ. Ну, ничего, лечимся. Сейчас немного симптоматика сходит «на нет».
Гость.
Мы, наверное, месяца четыре проходили диагностику в разных больницах. Сначала врач сказал, что у нас аутизм. Пошли к психологу – тот посмеялся с диагноза и компетентности врача. В конечном итоге оказалось, что малышка с дефицитом внимания. Пока бегали по клиникам, могли лечиться.
Гость.
Мы как-то сразу поняли, почему ребенок такой гиперактивный. После консультации с психологом и неврологом, наши подозрения были подтверждены.
Гость.
У нас горький опыт постановки диагноза. Год лечили ребенка от аутизма, а оказалось – СДВГ. Жаль, что сразу к толковому специалисту не попали.
Гость.
Нам в садике сказали, чтобы сына на консультацию сводили к психологу. Он нас направил еще к неврологу и психиатру. Оказалось, что у нас СДВГ, а не аутизм, как воспитательницы кричали.
Наталья.

Больше отзывов можете прочесть на сайте stranamam.ru.

Статья в тему:  Советы как вести себя с ребенком СДВГ

Вывод

Как только у ребенка начала проявляться симптоматика расстройства, не медлите и обращайтесь к врачу. Посетите невролога и психиатра. Так вы сможете избежать дальнейшего развития заболевания.

Высококвалифицированный специалист сможет определить наличие расстройства у ребенка и его природу. Тогда вы сможете избежать путаницы и пустой траты время на малоэффективное лечение.

Видео — Аутизм. Гиперактивность. Лечение

Видео — РДА ( ранний детский аутизм) СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Источник: https://autizmy-net.ru/kak-otlichit-sdvg-ot-autizma/

Сдвг и аутизм 2020

Гиперактивность и аутизм - как различаются синдромы

ADHD против аутизма

В основном, ADHD (полностью известный как синдром дефицита внимания с гиперактивностью) заключается в том, что человек слишком активно действует до такой степени, что больше не может сосредоточить свое внимание на данном объекте или задании при нормальных обстоятельствах. Существует повторяющаяся особенность быть импульсивной, кроме общей невнимательности к другим вещам. Импульсивная и невнимательность — две из наиболее идентифицируемых характеристик СДВГ.

Поскольку эти люди не могут сосредоточиться на одной задаче в течение длительного периода времени, вы почти всегда заметите, что они меняют задачи и часто перемещаются.

Они действительно не могут оставаться в одном месте в течение долгого времени, иначе они будут беспокоиться или скучать.

Тем не менее, вам не нужно так беспокоиться, потому что, если у вашего ребенка есть СДВГ, есть еще большая вероятность того, что он перерастет это состояние, особенно когда он достигнет возраста двадцати лет.

Аутизм — это когда у человека плохие или слаборазвитые социальные навыки. В этом отношении аутичный человек не может четко интерпретировать или различать язык тела. Он также неспособен подчеркнуть других людей. Эти характеристики, как говорят, объясняются отсутствием зеркальных нейронов в центральной нервной системе.

Аутизм — это более сложное расстройство развития, которое затрагивает многие аспекты развития человека. Когда в 3 года ребенок демонстрирует определенные существенные ограничения в общении, взаимодействии и поведении (повторяющиеся), то, скорее всего, он аутичен.

Иногда аутизм наступает в возрасте одного года, а другие случаи даже проявляются с самого раннего возраста (хотя вы не можете прямо заключить, что это аутичное поведение, если не проводится несколько тестов).

Поскольку есть много измерений и других переменных, которые следует учитывать, аутизм, как правило, очень трудно диагностировать.

У детей с аутизмом труднее развиваться язык. Даже если они уже изучили некоторые новые слова, есть еще большая вероятность потерять такое знание, как проходит время. Аутичные дети практикуют чувство «социального отступления».

Читайте также:  Китайская пневмония 2020 – что о ней известно

Это означает, что они в основном интровертированы и не хотят взаимодействовать с другими детьми даже во время игры. Большинство из них даже не хотят видеть зрительный контакт вообще.

У них также есть сенсорные проблемы, например, когда они идентифицируют определенные стимулы как захватывающие (например, вращающиеся лопасти вентилятора). Они также выполняют повторяющиеся движения, такие как ручные хлопки.

Также интересно отметить, что у многих аутичных детей обнаружены высокие IQ. Хотя они обладают такой умственной способностью, они фактически создали собственный «мир», который трудно проникнуть извне.

В целом, хотя оба условия классифицируются как расстройства развития, они по-прежнему различаются в следующих аспектах: 1. Аутизм является более сложной проблемой по сравнению с СДВГ. 2.

Аутизм имеет характерные черты повторяющегося поведения, языковых и сенсорных проблем и социального отступления. СДВГ проявляется, когда индивидуум является импульсивным, гиперактивным, невнимательным и легко становится скучно.

Источник: https://ru.esdifferent.com/difference-between-adhd-and-autism

Аутизм или СДВГ? Другие дети

:

«Психолог в детском саду сказала, что у него аутизм, и он социально неадаптирован! — молодой папа был не на шутку встревожен. — Мы ходим в этот садик уже месяц, а вчера нас вызвали для беседы и сказали, что сын — аутист!»

Гиперактивность и аутизм - как различаются синдромы

Как могла, я постаралась успокоить взволнованного родителя. Во-первых, сказала я, если вы уже месяц ходите в садик, то это точно не аутизм. Во-вторых, прежде чем ставить такие серьёзные диагнозы, ребёнка необходимо обследовать, и делать это должен точно не детсадовский психолог. Посетите невропатолога или психоневролога, а потом — давайте встретимся.

Во время следующего разговора папа уже нервно хихикал. Психоневролог из более чем уважаемого медицинского центра поставил ребёнку… синдром дефицита внимания на фоне гиперактивности (СДВГ).

Тут уж я не выдержала. «Послушайте, — довольно резко заявила я. — Или пенье, или танцы! В смысле, эти диагнозы взаимно исключают друг друга.

Да и не ставят СДВГ в три года!» В субботу утром я отправилась смотреть чудо-ребёнка.

«Пустая крепость» или «цирк на колесах»

Диагноз «аутизм» пришлось отменить буквально с порога: Вовка встретил меня у дверей, взял за руку и повел показывать свою комнату и игрушки.

Сорок минут (!) мы провели в обстоятельной беседе на тему «сравнительные характеристики «Ниссан-патрол» и «Джип-как-его-там». Мне были продемонстрированы весьма обширные познания в различных областях, приличествующих современному мужчине.

Без всяких скидок на возраст. После чего меня милостиво отпустили передохнуть на кухню, попить чайку и пообщаться с родителями.

За те полтора часа, что мы гоняли чаи с плюшками, Вовка трижды зашел к нам, чтобы что-то спросить, показать, как он до блеска отмыл пресловутый «Ниссан» и поинтересоваться, пойдем ли мы, наконец, гулять. Всё. Так что с дефицитом внимания и гиперактивностью тоже как-то не сложилось.

Крайне заинтересованная, я попросила родителей изложить всю историю с самого начала.

В сентябре Вовка пошел в детский сад.

Поскольку семья переехала в этот район недавно, мест уже нигде не было, оставался только частный садик с небольшими разновозрастными группами, работающий по системе Монтессори.

«Вот и славно, — подумали молодые родители, — ребёнку будет интересно и не тяжело. А что группа разновозрастная, так это и вовсе хорошо: у Вовки так развита речь, что с малышами ему было бы скучно».

Сначала все было действительно очень хорошо: ребенок утром летел в садик «к детям», с прогулки его забирала няня. Все были довольны. А потом малыш заболел и целый месяц не ходил в садик. Выздоровел, наконец, приходит. А ему говорят: «У нас сегодня новая игра. Все садимся в круг, называем свою любимую вещь и объясняем, за что мы её любим» (типа — развитие речи).

Доходит очередь до Вовки, и он хорошим своим развитым языком объявляет, что любимая вещь у него — бутылочка с компотом, с которой он засыпает. Тут эта образованная воспитательница говорит: «Фу, какой позор! Большой мальчик, а пьёт из бутылочки. Дети, ну-ка дружно скажем: «Фу, Вова!» Вовка зарыдал, подскочил к воспитательнице и ударил её ногой.

(Вот умник! Я бы просто убила!)

Воспитательница потащила его к штатному психологу. Молоденькая девочка, чья-то родственница, образование, судя по всему, приблизительное. Она с ходу: «В глаза не смотрит? В руки не дается, в угол забился? Аутист, социально не адаптирован». И — папе на работу звонить.

Так, говорю. С аутизмом разобрались. Теперь давайте про СДВГ.

С СДВГ оказалось примерно то же самое: приехали в медицинский диагностический центр в три часа дня, уехали в восемь.

Ребенок пропустил сон, полдник, прогулку, как ангел позволил делать над собой всякие бесчеловечные опыты типа энцефалограммы, и только в самом конце позволил себе несколько расслабиться.

На основании его поведения психоневролог поставила диагноз СДВГ и предложила родителям подавать ему транквилизаторы.

А вы сами, говорю я папе, как бы вели себя в конце четырнадцатичасового рабочего дня без еды и перекуров? Смотрю, папу как-то скрутило, да и мама, видимо, отчетливо представила эту безрадостную картину.

Бытие определяет… все

К сожалению, взрослые довольно часто забывают про физические возможности малышей, требуя, например, чтобы ребенок пристойно вел себя в магазине, куда маме пришлось зайти по дороге из детского сада.

Или в метро я очень часто наблюдаю такую картину: жара, духота, детёныш в шубе, в шапке, в кусачем свитере с горлом, начинает капризничать.

Мама пытается на него воздействовать, требует, чтобы он немедленно прекратил истерику, хотя все, что в этот момент можно и нужно сделать — снять лишнюю одежду.

Хорошие детские врачи когда-то научили меня одной простой вещи: если ребёнок капризничает, этому могут быть три причины: скучно, душно или заболевает.

Мой опыт добавил ещё некоторые обстоятельства: голоден и слишком много впечатлений.

Во времена моего детства (70-годы прошлого века, с вашего позволения), голодные дети были изрядной редкостью, ну, кроме совсем уж тяжелых случаев. А вот впечатлений могло не быть вовсе.

Но вернемся к нашему «тяжелому случаю». К сожалению, в детские сады и школы сейчас пришла работать огромная армия свежеиспеченных психологов.

Обычно это совсем молоденькие девочки, поступившие на психологический факультет или по принципу «от противного» (не филолог, не математик, детей люблю, но в учителя не гожусь), или для решения собственных проблем.

Их не заставляют проходить личную психотерапию, не водят на практические занятия в детские психиатрические больницы. Овладев несколькими несложными тестами, они приходят на свое новое место работы и сходу огорошивают родителей заявлениями типа вышеизложенного.

Если бы эта девочка видела своими глазами хоть одного ребёнка-аутиста, она бы сто раз подумала бы, прежде чем звонить Вовкиному папе на работу.

Договоримся о терминах

Аутизм (синдром раннего детского аутизма) считается искаженным развитием психики. До сих пор в мировой психиатрии нет единого мнения о причинах возникновения данного нарушения.

Есть сторонники генетической теории, есть психоаналитическая ветвь, крупнейшим представителем которой являлся Бруно Беттельгейм (его книга «Пустая крепость» подробнейшим образом описывает работу созданного им Центра). В Америке детей-аутистов не лечат, а адаптируют и социализируют (см. фильм «Человек дождя», все показано максимально достоверно).

Европейская традиция, с одной стороны, причисляет СРДА к «большой психиатрии», с другой — развита помощь в виде гештальт-терапии и бихевиоральной терапии.

Россия — одна из немногих стран, в которой с аутистами работают.

У нас принят дифференцированный подход к постановке диагноза, в частности, СРДА ставят только если присутствуют все семь пунктов из списка Лео Каннера.

Не буду их здесь перечислять, все-таки это не совсем научный доклад. Скажу только, что по одному такому признаку, как «не смотрит в глаза — не идет на руки» аутизм не диагностируют.

«Синдром дефицита внимания/гиперактивности — дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов».

Е.Д. Белоусова и М.Ю. Никанорова Отдел психоневрологии и эпилептологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ

СДВГ чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек. Его очень редко ставят в младшем дошкольном возрасте — просто у малышей возрастные нормы другие.

Но, самое главное: точно так же, как в случае с аутизмом, существуют четкие критерии диагноза — выделяются собственно «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», отдельно «дефицит внимания», и отдельно — «гиперактивность».

И в каждой категории есть прямое указание, сколько должно наблюдаться факторов (например, 5 из 7).

Так что, если ваш ребенок временами расторможен, иногда не хочет ни с кем общаться, ходит «нога за ногу», перед сном должен побеситься, а хлеб нарезает строго треугольниками — само по себе это ничего не значит! Не слушайте «околообразованных» специалистов. Обращайтесь к тем, кого вам рекомендуют люди, которым вы доверяете. Прислушивайтесь к себе и своему ребенку.

Источник: https://www.7ya.ru/article/Autizm-ili-SDVG/

Связь между дрожжевыми грибками и аутизмом

Гиперактивность и аутизм - как различаются синдромы

 Статистика

Многим людям с диагнозом «аутизм» также приходиться бороться с дефицитом внимания и гиперактивностью. Это состояние характеризуется выраженными проблемами с концентрацией и контролем за внезапными импульсами.

Согласно проведенному в 2015 году исследованию, от 37 до 85 % детей с РАС также страдают и СДВГ.

Исследование 2014 года, в рамках которого были изучены 17 тысяч пар близнецов, показало, что от 28 до 44 % людей с РАС также отвечают диагностическим критерием СДВГ.

 Чем похожи РАС и СДВГ

Хотя эти заболевания не одинаковы, у них есть общие места. Что интересно, дети с диагнозом СДВГ чаще всего не демонстрируют особенностей поведения, характерных для аутизма, тогда как многие дети с РАС имеют перечисленные ниже черты, присущие СДВГ:

  • Невнимательность: фундаментальные требования для постановки диагноза СДВГ – это неспособность к сосредоточению, которая проявляется в самых разных ситуациях.
  • Гиперактивность: она часто присуща и детям с РАС, и с СДВГ, хотя не является необходимым критерием для постановки таких диагнозов.
  • Импульсивность: еще один важный аспект СДВГ включает в себя внезапные, импульсивные действия, часто – без полного осознания текущей ситуации. Это так же присуще и людям с РАС.
  • Невозможность планирования и организации: и детям с РАС, и малышам с СДВГ трудно планировать и организовывать свои действия.

Мальчики чаще, чем девочки

Мальчики чаще девочек получают диагноз СДВГ. Точно такая же картина наблюдается и в случае РАС.

  • Согласно государственной статистике США, СДВГ наблюдается примерно у 13,5 % всех мальчиков в возрасте от 3 до 17 лет.
  • Для девочек аналогичного возраста заболеваемость СДВГ составляет лишь 5,4 %. Таким образом, мальчики болеют СДВГ в 2,5  раза чаще девочек.
  • Для аутизма гендерная разница еще более выражена: мальчики получают диагноз РАС почти в 5 раз чаще девочек.

Возраст диагностики

Обычно аутизм диагностируется в более раннем возрасте, чем СДВГ, хотя это зависит от выраженности расстройства.

Например, в США в среднем случае диагноз СДВГ ставят в 7 лет, а высокофункциональный аутизм – в 6 лет и 2 месяца.

Для низкофункционального аутизма этот возраст существенно ниже – четыре года. Здесь важно то, что при аутизме отсутствие прогресса в развитии более заметно, чем при СДВГ.

Читайте также:  Абдоминальная мигрень у взрослых – как её распознать

Кроме того, нередки ситуации, когда поставленный в раннем возрасте диагноз СДВГ приводит к тому, что дополнительный диагноз – аутизм – ставится ребенку с существенной задержкой. Время такой задержки составляет до 3-х  лет (!) и часто не зависит от выраженности симптомов аутизма.

  • Как избежать задержки диагноза
  • Не останавливайтесь на единственном диагнозе: следуйте своим родительским инстинктам и старайтесь узнать, нет ли у вашего малыша другого заболевания.
  • Поскольку существует риск, что диагноз СДВГ будет «маскировать» аутизм, важно обратиться к нескольким врачам и услышать несколько мнений, если вам кажется, что малыш страдает не одним, а сразу двумя недугами.

Чем раньше будет начата терапия аутизма, тем большего эффекта от нее можно ждать!

Влияние РАС и СДВГ на обучаемость

Все дети учатся по-своему, но и СДВГ, и аутизм оказывают огромное влияние на успехи малыша в школе.

Старайтесь определить, что именно помогает ребенку сохранять концентрацию и узнавать новое. Возможно, нужно следовать тактике избегания и свести отвлечения к минимуму? Может быть, ребенка нужно усадить максимально близко к учителю?

Обобщайте собственный опыт и опыт всех, кто общается с ребенком, записывайте свои замечания, идеи и делитесь этой информацией с новыми преподавателями.

Медицинские возможности

Существуют определенные лекарственные средства, которые позволяют сгладить некоторые симптомы СДВГ. Однако нужно понимать, что они не являются панацеей. Если у вашего ребенка есть и РАС, и СДВГ, то реакция на препараты может быть непредсказуемой.

Читайте также  Какие анализы необходимо сделать при подозрении на аутизм

Перед приемом любых медикаментов посоветуйтесь с врачом и старайтесь заранее узнать обо всех возможных побочных действиях лекарств.

Каждый случай аутизма – отдельная болезнь, когда же к ней присоединяется еще и СДВГ, уникальность расстройства возрастает.

От редакции: Отметим два важных момента.

Во-первых, биомедицинская школа делает особый упор на:

  • Излечение воспалительных процессов в организме
  • Выявление всех аллергических реакций
  • Поддержание специальной индивидуально подобранной диеты
  • Насыщение нехватки питательных веществ и антиоксидантов.

Хотя не все выводы DAN!-врачей поддерживаются официальной медициной, многие дети с РАС и СДВГ испытывают реальное облегчение от такой терапии.

Во-вторых, НЕ ЖДИТЕ ДИАГНОЗА, чтобы начать педагогическую коррекцию и лечение (!). Многие физиологические подоплёки при РАС и СДВГ одинаковы по причинам и патогенезу.

А методы коррекционной работы с речью, коммуникацией и сенсорными проблемами должны опираться на клиническую картину конкретного случая, т.е. на видимые дефициты именно вашего ребенка.

Таким образом, для начала качественной работы по развитию малыша вам не требуется строгий ярлычок с названием. ПОМОЩЬ МОЖЕТ и ДОЛЖНА БЫТЬ ОКАЗАНА и без окончательной аббревиатуры (или сразу двух, что тоже не редкость).

Перевод. Источник: http://autism.lovetoknow.com/autism-research-studies/connection-between-adhd-autism

Источник: http://www.corhelp.ru/obshhie-voprosy/svyaz-mezhdu-autizmom-i-sdvg/

Аутизм и подражатели: какие заболевания похожи на РАС или сочетаются с ним

Наша шикарная палата для ночного ЭЭГ-мониторинга. 20 тысяч рублей за ночь — и она ваша

  • Не все, что выглядит как аутизм, им является, и наоборот: легкие формы аутизма прекрасно мимикрируют под другие заболевания.
  • Поэтому ошибок в диагностике аутизма много.
  • Надо также понимать, что аутизм — универсальная патология, она «прекрасно» сочетается с другими синдромами и заболеваниями.
  • То есть у ребенка может быть чистый аутизм, может быть имитирующее его заболевание, например, синдром Мартина -Бела, или сенсорная аллалия с задержкой развития и гиперкативностью, или сочетание аутизма с любым заболеванием из приведенного ниже списка, например, аутизм с тугоухостью.

У моего ребенка аутизм сочетается с небольшой гиперактивностью, ЗПРР, нарушением понимания речи небольшой степени (сильно скомпенсированное ежедневными занятиями). До кучи: у нас была ЗВУР и небольшое повышение внутричереного давления. Это затрудняет для нас общение с государственными врачами, которые согласны с ЗПРР и давлением, но почему то отрицают все остальное.

Госпитализм

Дети, лишенные внимания и тепла, часто развиваются в замедленном темпе. В нормальных условиях они чаще всего догоняют сверстников . Не спешите себя казнить: чтобы получить неадекватного , неговорящего ребенка в домашних условиях надо каждый день бить его ногами, 5 часов держать перед телевизором и совсем не разговаривать.

Если вы собираетесь взять ребенка из детского дома, знайте, что госпитализм может маскировать реальные заболевания и нарушения развития, в том числе и РАС.

ЗПРР

При задержке психического развития некоторые коммуникативные способности малыша, например: указательный жест, умение отслеживать, куда показывает указательный палец, умение говорить — приходят позднее (но не радикально позднее!).

В сравнении с обычными детьми такой малыш, может быть, кажется аутистом, но потом догоняет сверстников. Ребенок с чистым ЗПРР, как правило, нормально взаимодействует с другими людьми, дружит, участвует в общих играх, хотя какие-то проблемы развития и коммуникации у него могут оставаться.

ЗПРР — не диагноз, его нет в МКБ-10 (есть аналоги F80-F-83, далее — F84 — аутизм ). Если у вас в карточке такая запись, без F, то врач просто отписался: «ничего не знаю, давайте подождем».

Без конкретики по МКБ, ЗПРР — не повод для оформления пособия по инвалидности. ЗПРР при помощи занятий, лекарств и пр.

проходит примерно к 10-11 годам или ребенку устанавливается новый диагноз — умственная отсталость.

Дети с высокофункциорнальным аутизмом и небольшим ЗПРР — отдельная группа.

Доктор психологических наук, заведующая Лабораторией «Института коррекционной педагогики Российской академии образования» Ольга Сергеевна Никольская описала аутизм с небольшим ЗПРР, как самую легкую форму аутизма. У таких детей есть «чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия», но минимальная аутичность и большой потенциал.

Органические поражения ЦНС

Это еще один диагноз ни о чем от наших врачей. Если чистый аутизм — это «криво» выросшая ЦНС, то «органика», это какие либо физические повреждения во время беременности, родов, постнатального развития: травм, эпилепсии, болезней, прививок.

Современные исследователи обнаруживают, что у людей с аутизмом часто (но не всегда!) бывает то или иное органическое повреждение мозга. При лечении «органики» симптомы аутизма, а в основном сочетающейся с ним гиперактивности (!) значительно/незначительно ослабевают, но не проходят.

Если ваш врач что-то сказал насчет органики, пусть будет любезен сказать, какая именно органика и отправить вас на обследования (бесплатно!).

Иногда такие повреждения видны на НСГ, МРТ, УЗДГС, ЭЭГ, при осмотре глазного дна, иногда — только посмертно, на мозгах тех аутистов, что пожертвовали свое тело исследователям. И не всегда можно объяснить, как они влияют на развитие ребенка и чем ему можно помочь.

Так что, ребенка с диагнозом «расстройство аутического спектра»действительно можно обследовать на органику и лечить. Другое дело, что не-аутистом он уже не станет и аутичность от это не исчезнет.

Может снизится гиперактивность, плаксивость, улучшится сон, речь. А может и не быть улучшений.

А предложения вылечить вашего ребенка от аутизма гипнозом, рейкой, пиявками и гомеопатией — это примерно как сеансы Чумака или Джуны в 1980-1990-е.

Мы постепенно, но без фанатизма проверяем ребенка на органику и стараемся ее лечить, но особого эффекта не видим.

СДВГ: дети-аутисты часто обладают дефицитом внимания. И легкие формы аутизма часто похожи на СДВГ. Об этом хочу рассказать отдельно.

Глухота и тугоухость

Плохо слышащий ребенок отстает в развитии от сверстников , ему тяжело взаимодействовать с окружающими, поэтому детям с подозрением на аутизм делают аудиограмму. Процедура не занимает много времени и проводится во сне, главное — уложить малыша спать в незнакомом месте.

Я знакома с семьей, где 3-летняя малышка перестала говорить, стала капризной и драчливой, родители подолгу и с криком добивались от нее выполнения простых инструкций.

В конце-концов родители и врачи догадались, что Мира не аутист, а страдает от падения слуха, как осложнение от ОРВИ.

Сейчас девочка ходит со слуховым аппаратом, занимается с профильным логопедом, стоит в очереди на кохлеарную имплантацию. Хотя недавно слух начал восстанавливаться самостоятельно.

Синдром Дауна

Раньше «диагноз «аутизм» ставили только интеллектуально сохранным детям. Современные исследователи считают, что у детей с синдромом Дауна повышенный риск развития аутизма около 5%-7%. Реабилитация такого ребенка возможна, но потребует гораздо больших затрат времени и сил, чем при простом СД.

Умственная отсталость

Примерно 20% умственно отсталых детей имеют аутичные черты, а у остальных 80% — социальный интеллект соответствует умственному развитию или даже превышает его.

Если ребенку с аутизмом поставили диагноз «умственная отсталость», то не 100%, что она обязательно у него есть. Без помощи и реабилитации такие дети порой неспособны проявить свои знания.

При нарушении понимания речи развивается вторичная умственная отсталость. Например, в 2 года мой сын не мог сортировать предметы по цветам, т.к. плохо различал их названия на слух. Хотя в реале я мать цветоманьяка, который не успокоится, пока не опишет все предметы по цветам.

— Дай желтый. Дай черно-белый, — это мой ребеночек попросил шампунь и вантоз.

Также у ребенка может быть савантизм: безграничная одаренность в одной области и тотальное слабоумие в другой. Читает по складам, но в 10 лет решил учебник по алгебре за 9-й класс, не осиливает программу 7 вида, зато прекрасно рисует и пр.

Аутизм с умственной отсталостью также требует бОльших и специфических усилий, чем просто умственная отсталость.

Метаболические нарушения

Дефицит или переизбыток некоторых веществ в организме может вызвать проблемы в развитии ребенка (о том, где сдать такой анализ бесплатно, я напишу отдельно). Считается также, что аутичные черты у НЕКОТОРЫХ людей могут уменьшаться, если оздоравливать кишечник и соблюдать безглютеновую и безказеиновую диету.

  1. Генетические синдромы
  2. На аутизм похожи синдром Ангельмана, синдром Мартина Бела, синдром Хантера, синдром Рета (старый МКБ называет Рета одной из разновидностей аутизма).
  3. Диагноз ставится на основании генетического анализа и внешних признаков: у детей с этими синдромами есть визуальные отличия от здоровых, а у маленьких Рэтов регресс начинается очень быстро с характерными движениями рук.
  4. Психические заболевания

Труднее всего, отличить аутизм от шизофрении. Также аутизм может сочетаться с шизофренией, ОКР, биполярным расстройством и пр. И, наоборот, шизофреники, биполярщики и ОКР-щики могут быть вполне нормотипичными людьми.

  • Сенсорная и сенсо-моторная алалия также очень похожи на аутизм, но об этом я хочу написать отдельно.
  • А какие вы знаете заболевания, похожие на аутизм?
  • Продолжение темы:
  • Сенсорная алалия или аутизм: как их различать

Рассеянный с Бассейной: РАС, СДВГ — это разные диагнозы? Или нет?

Генетические анализы на аутизм: как их сдать бесплатно?

Вам аутизм или шизофрению? Откровенный рассказ психиатра о диагностике аутизма

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5de75338e4f39f00b2d65813/5deb5e6d6f5f6f00aefe62b6

Аутизм и СДВГ: различать и помогать

текст: Евгения Пайсон,детский психолог, журналист, мама двух сыновей

В наши дни, чтобы получить «диагноз», не обязательно обращаться к врачу. Бабушка на лавочке готова припечатать бегающего по двору малыша: «Да он же гиперактивный!». Воспитательница в детском саду может сказать родителям: «Ваш ребенок совсем меня не слушает! И с другими детьми не играет. Он, наверное, аутист?»

Что же  делать родителям, когда они видят (или им на это настойчиво указывают окружающие), что с  их ребенком что-то не в порядке? Закрыть глаза, спрятаться за успокаивающим «Все дети такие, перерастет»? Или срочно принимать меры? 

Для начала стоит понять, что же скрывается за этими страшными терминами.

Читайте также:  Зубная паста от прыщей на лице - эффект

Активный или гиперактивный?

Четырехлетний Рома носится, как метеор – дома, в садике, на улице. Слушает сказку, повиснув вниз головой на спорткомплексе, не любит сидеть и вырезать салфеточки и плести коврики из бумажных полосок, зато обожает эстафеты и всякие догонялки-жмурки-бегалки. Ярлык «гиперактивный ребенок», казалось, прилип к мальчику прочно.

Но психолог успокоил родителей. Рома легко переключается, если предложить ему что-то интересное, с удовольствием рассматривает с мамой картинки в книжке, подолгу играет с пальчиковыми куклами, разыгрывая сцены из придуманной им самим сказки.

Рома  — не «гипер», а просто активный, подвижный мальчишка, которому часто бывает скучно на занятиях.

Что же такое «гиперактивный ребенок»?

Его движения хаотические, механические, бесцельные, утомительные – прежде всего, для самого ребенка. Помните, как в сказках потерявшие управление сапоги-скороходы или туфли-самоплясы способны измотать своего хозяина до полусмерти? То же самое происходит и тут: малыш просто не может остановиться.

Будто заводная игрушка со сломанной кнопкой «стоп» — движение не успокаивает, не доставляет радость, не дает сбросить накопившуюся усталость.

Бегает по кругу, выкрикивает какую-то глупую считалку – а посадишь силой, будет пинать ножку стула, барабанить пятками по полу, ерзать, и никакие уговоры, отвлекающие маневры, обещание сладкого – не сработают.

Внимание такого ребенка перескакивает с предмета на предмет, а разговор – с темы на тему. Самоконтроль отсутствует – малыш может что-то пообещать, например, посидеть молча короткое время, но тут же начинает болтать с новой силой.

Дослушать вопрос до конца у него не получается – ребенок бросается отвечать, даже не узнав, что именно у него спрашивают.

  Сверстники нередко сторонятся таких ребят: кому же хочется играть с тем, кто то неудержимо хохочет, то так же неудержимо рыдает, перебивает, не слушает, не понимает правил, не желает соблюдать очередность, может вдруг ударить, укусить, толкнуть…

Напоминать, стыдить, ругать, уговаривать – бесполезно. Гиперактивный ребенок просто не в силах справиться с собой. Но гиперактивность – не главная проблема. Это лишь симптом, показатель того, что у ребенка есть какие-то нарушения. Как высокая температура или кашель, гиперактивность только показывает: что-то не в порядке, требуется помощь. Что же это за проблемы?

Синдром дефицита внимания

Игорю трудно сосредоточиться на чем-то, будь то интересная книжка, игра или даже любимый мультфильм. Его внимание, как воробей по веткам, перескакивает с предмета на предмет. Задавая вопрос, он не слышит ответа – на языке уже следующее «почему», причем очень часто  ответ на этот вопрос он получил десять минут назад.

Мама заметила, что с ее сыном что-то не так, еще когда тот был совсем малышом. Игорек очень мало и чутко спал, много плакал и с трудом успокаивался, с запозданием начал ползать и ходить, оказываясь в кроватке или манеже постоянно двигался.

Впрочем, взрослые не придавали этому значения, считали «израстется – и все само пройдет», тем более, что интеллектуально малыш опережал сверстников.

В садик мальчик не ходил, поэтому проблемы в школе обрушились на семью как селевой поток: Игорь не мог выполнить ни одного задания, даже самого простого,  не мог сидеть за партой – все время ерзал, вскакивал, выкрикивал невпопад с места, залезал под стул и пел песни…  Вот тогда-то родители забеспокоились по-настоящему, прошли обследование и узнали диагноз ребенка – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, СДВГ.

СДВГ (или СНВГ (синдром нарушения внимания с гиперактивностью), Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD))  специалисты 21 века считают самым распространенным психоневрологическим расстройством.

Ранее его относили к ММД (минимальным мозговым дисфункциям), но с 1980-го года СДВГ получил свое место и название в международной классификации. Включает, как правило, три основных нарушения – дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность.

Откуда же берется СДВГ? Версий много. Возможно, ваш ребенок получил его «по наследству» от кого-то из родителей, или это результат внутриутробной или родовой травмы, а  может – это особенность строения его мозга. Но это отнюдь не самая главная проблема для семьи ребенка с дефицитом внимания.

Главное – научить свое чадо справляться с трудностями, управлять собой, держать под контролем проявления синдрома и не винить себя в том, что ты не такой, как все. Хорошая новость: гиперактивность с возрастом сглаживается, «успокаивается», импульсивность поддается контролю, а специальные методики помогают развить устойчивость внимания.

Плохая – это тяжелый и изматывающий путь в тысячу шагов, и на это понадобится очень много сил.

«Человечек дождя»

Андрей был идеальным младенцем. Часами лежал без сна, молча наблюдая за пылинками в солнечном луче или рассматривая свои пальчики. Не реагировал на резкие звуки, крики старших братьев, шум ремонта за стеной.

Правда, малыш очень не любил, когда его берут на руки: начинал громко кричать, плакать, но сразу же успокаивался, оказавшись в своей кроватке. Взрослые не могли нахвалиться таким «удобным» ребенком. Пока… не заметили, что Андрюше совершенно все равно, кто находится рядом с ним.

Мальчик не реагировал на лица мамы, папы и братьев, казалось, не слышал, когда к нему обращаются. При этом любая перемена в комнате выбивала его из колеи: сбитая в комок пеленка на столе,  накрытый новым чехлом диван, переставленная кроватка сразу же  вызывали крик и слезы.

Или малыш  садился на пол и начинал раскачиваться на месте. В три года, после планомерных наблюдений и консультаций у врачей Андрюше был поставлен диагноз «ранний детский аутизм» (РДА).

Это заболевание наиболее полно описал швейцарский психиатр Л. Каннер (РДА также называют «синдромом Каннера»). Самым основным он считал невозможность для ребенка устанавливать отношения с другими людьми, понимать их и уметь реагировать на жизненные ситуации. Ребенок-аутист живет в собственном мире, в своем пузыре, за рамки которого он выйти не может.

Он не умеет сочувствовать – может смеяться, когда мама плачет. Не умеет играть в ролевые игры – только манипулирует предметами или копирует до мелочей подсмотренную у кого-то игру.

Постановка диагноза РДА основывается на трех основных качественных нарушениях: недостатке социального взаимодействия, недостатке взаимной коммуникации и наличии стереотипных форм поведения.

Так как же соотносятся гиперактивность, СДВГ и аутизм?

Специалисты считают, что СДВГ и аутизм – два взаимоисключающих диагноза. А вот гиперактивность может быть присуща и детям с дефицитом внимания, и  «аутятам».

  Впрочем, согласно классификации психических заболеваний, принятым в Европе и CША, расстройства аутистического спектра имеют превосходство над гиперактивными расстройствами, поэтому второго диагноза дети не получают.

Внешние проявления могут быть очень похожими – ребенок не может остановиться, сдержаться, контролировать себя, соотносить свое поведение с требованиями взрослых – но причины, вызывающие эти проявления, могут быть разными.

Поэтому мы советуем родителям не ставить своему чаду «диагноз по интернету» — велик риск принять норму за нарушение, одно расстройство за другое – а последствия будут непредсказуемыми. Если что-то в поведении и реакциях ребенка вызывает у вас тревогу, не ждите, что проблема рассосется сама собой.

 Чем раньше вы обратитесь к специалистам – психологу, психиатру, неврологу, чем скорее сможете понять, какие проблемы не дают нормально развиваться вашему ребенку, тем легче будет помочь малышу справиться с коварной «подножкой» болезни. Работать придется много. Последовательно, планомерно, даже когда опускаются руки, нет сил,  хочется спрятаться под одеяло с головой. Не боритесь с диагнозом – помогите своему ребенку жить. Просто жить. Без ярлыка.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Леонид Чутко, профессор, руководитель центра поведенческой неврологии Института  мозга человека им. Н.П.Бехтеревой РАН, д.м.н., невролог-психотерапевт (Санкт-Петербург). 

«Прежде всего, родители должны отвести ребенка к неврологу на обследование, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие заболевания.

Лучше это сделать в специализированном центре, чтобы при необходимости сразу же получить консультации у психотерапевта и  психолога.

Неврологическое обследование показывает, что у пациентов с СДВГ, как правило, имеются нарушения тонкой моторики (мелких движений рук). Кроме того, у большинства пациентов с СДВГ наблюдаются проявления статико-моторной недостаточности (неуклюжесть).

Большое значение имеет такое исследование, как электроэнцефалография (ЭЭГ), которая дает возможность определить состояние отдельных участков мозга. 

Кроме бесед с членами семьи, наблюдений за поведением ребенка во время игр и занятий, для постановки правильного диагноза чрезвычайно важна психологическая диагностика. Психологи используют специальные методики, позволяющие оценить степень нарушений высших психических функций, определить отклонения в эмоциональной сфере.

В совокупности эти методики позволяют  выявить степень сложности заболевания  и выбрать наиболее правильную, строго индивидуальную тактику лечения. Лечение СДВГ должно быть комплексным, включать не только медикаментозную терапию, но и психологическую коррекцию. Родителям необходимо понять, что в сложившейся ситуации ребенок не виноват.

Комплекс вины не должен сформироваться и у родителей. Безусловным фактором улучшения является создание позитивной модели отношения к ребенку. Если ребенок действительно болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно, в таких случаях его  можно только критиковать.

Необходима согласованность действий папы, мамы, бабушки, дедушки в вопросах воспитания ребенка.

Кроме этого необходима медикаментозная терапия, которая должна носить рациональный характер и направлена на звенья развития заболевания.

При этом лечение должно быть индивидуальным и назначаться с учетом данных обследования. Часто в лечении СДВГ используются ноотропные препараты, улучшающие память, внимание, мышление.

При этом лечение должно быть индивидуальным и назначаться с учетом данных обследования.

Также, для лечения детей используется транскраниальная микрополяризация (ТКМП) — воздействие очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе многих проблем, в частности, задержек речевого развития.

Важным является отсутствие побочных эффектов и хорошая переносимость процедур. Применение ТКМП позволяет улучшить показатели памяти и внимания, снизить гиперактивность и импульсивность.

 При нарушениях в развитии речи после проведения курса ТКМП отмечается улучшение речевой активности, лексико-грамматического строя речи, расширение активного словаря, дети стремятся использовать более сложные предложения. 

Только в случае подобного подхода специалистов и родителей к решению проблем гиперактивного ребенка происходит последовательное единодушное воспитание и обучение, способствующее полнейшей реализации потенциала ребенка и  снижению его эмоционального напряжения».

Ребенку поставлен диагноз аутистического расстройства. Что дальше?

Елисей Осин,психиатр детской психиатрической больницы N6и в Центре Диагностики и Консультирования РОСТ. 

Есть несколько вещей, которые очень хорошо нужно представлять про аутизм. Во-первых, у нас до сих пор нет лекарства от расстройств аутического спектра, хотя прямо сейчас тысячи ученых ищут его.

Во-вторых, аутизм — это на всю жизнь, от него нет исцеления и его невозможно перерасти. Он здесь, у нас дома, и даже если мы будем делать вид, что его нет, он никуда не денется.

В-третьих, аутизм изучают уже почти семьдесят лет, а это значит, что мы многое про него знаем. Знаем, что помогает, а что нет. Знаем, как учить ребенка говорить и социализироваться. Как учить детей пользоваться туалетом и ухаживать за собой.

Мы знаем, чем могут помочь лекарства, а чего сделать они никогда не смогут. Знаем, как помочь подросшему ребенку в школе, а потом и в самостоятельной жизни. Лечение аутизма — это не одно героическое усилие, а кропотливая и многолетняя работа.

Но именно она, а не поиск чуда, приносит результаты, порой замечательные и совершенно неожиданные.

Источник: https://letidor.livejournal.com/12808.html

Ссылка на основную публикацию