Детская депрессия, причины, признаки, лечение

Психические расстройства, согласно статистике, молодеют с каждым годом. Специалисты с тревогой говорят об общей невротизации населения почти всего земного шара.

Современному ребёнку приходится жить в постоянном информационном потоке, испытывать запредельные нагрузки в школе, не видеть целыми днями родителей, пропадающих на работе.

Неудивительно, что многие из них оказываются в тисках стресса.

В середине прошлого века даже не задавались вопросом, бывает ли депрессия у детей, считая данное психоэмоциональное заболевание сугубо взрослой проблемой. Однако в начале 90-х XX в. многие психотерапевты выступили с заявлением о том, что ей подвержены подростки в силу своего возраста. Сейчас такой диагноз ставится даже дошкольникам, и это уже ни у кого не вызывает удивления.

Причины

Детская депрессия, причины, признаки, лечение

Существует огромное количество факторов, на фоне которых у детей развивается депрессия. Наиболее чувствительным бывает достаточно одного из них, чтобы впасть в отчаяние. Но в большинстве случаев давление оказывает сразу несколько. Для эффективного лечения необходимо выяснить, какие причины запустили этот механизм, чтобы по возможности устранить их.

Семейные проблемы:

  • развод родителей;
  • постоянные ссоры, скандалы, драки;
  • непонимание, отсутствие поддержки;
  • недостаток внимания, любви, заботы;
  • авторитарный стиль воспитания, слишком жёсткие наказания, завышенные требования;
  • давление, насилие (моральное и физическое) со стороны одного из родственников;
  • появление второго ребёнка — детская ревность;
  • смерть кого-нибудь из семьи.

Трудности в школе:

  • неспособность освоить школьный материал;
  • чрезмерные нагрузки (физические и эмоциональные);
  • синдром отличника;
  • неприемлемость личности или стиля преподавания учителя;
  • ситуации несправедливости;
  • школьная дезадаптация;
  • переход в новую школу.

Межличностные конфликты:

  • буллинг;
  • конфликты с одноклассниками / родственниками / противоположным полом;
  • отсутствие друзей, одиночество;
  • несчастная любовь;
  • предательство близкого человека;
  • сложности в заведении новых знакомств;
  • социальная дезадаптация.

Внутреннее состояние:

  • низкая самооценка, многочисленные внутренние комплексы;
  • расстройства пищевого поведения;
  • чрезмерная эмоциональность, ранимость, чувствительность;
  • слишком болезненная реакция на всё происходящее;
  • постоянное чувство вины за какой-то поступок;
  • склонность к суициду;
  • панические атаки, ночные кошмары;
  • аутизм.

Причиной может стать серьёзная или длительная болезнь. Сильные боли, постоянная госпитализация, ограничения в движении (постельный режим), общении (при инфекциях) и еде подавляют и угнетают.

Современная детская депрессия обусловлена также теми стремительными изменениями, которые происходят в мире и за которыми ребёнок иногда просто не успевает.

Постоянный информационный поток, соцсети, слишком резкое расслоение общества, войны, теракты, неформальные группировки — все эти факторы оказывают непосредственное влияние на ещё не окрепшую психику и пока не сформировавшуюся личность.

Родители не всегда в состоянии взять данный процесс под контроль, так как большинство из них практически живёт на работе 7 дней в неделю и 24 часа в сутки.

Вот и оказывается, что сначала в школе ребёнок получает определённый пласт стресса: учитель накричал и поставил «двойку», одноклассник обозвал, задали много уроков.

Потом приходит домой — там на него сваливается очередная масса переживаний: родители тоже накричали, наказали за «двойку», лишили компьютера, да ещё и сами между собой поругались. Домашние задания сделать не успел, а уже надо на секцию бежать.

Там свои проблемы: на соревнования не взяли, показатели снизились, тренер наседает…

Для большинства современных детей каждый день — один сплошной стресс с утра до вечера. Только одних спасает любящая семья и понимающие родители, у других есть друзья, третьим повезло с учителем. Но есть и такие, кто под прессом всех этих переживаний впадает в депрессию и нуждается в помощи взрослых.

Симптомы

Детская депрессия, причины, признаки, лечение

Как понять, что у ребёнка депрессия, а не просто плохое настроение? Действительно, данное расстройство коварно и может длительное время маскироваться под обычную усталость. Тем внимательнее должны быть родители, чтобы своевременно распознать симптомы и обратиться за помощью к специалисту.

Каждый ребёнок — индивидуален. Кто-то умело скрывает свои истинные чувства и нарочито улыбается, хотя в душе страдает. Другие, напротив, утрируют каждое своё переживание и доводят проблемную ситуацию чуть ли не до суицида. Поэтому родителям нужно внимательно присматриваться к новым паттернам поведения сына или дочери.

Типичные признаки детской депрессии можно разделить на несколько блоков.

Со стороны психики:

  • закрывается у себя в комнате;
  • ни с кем не хочет общаться;
  • большую часть времени лежит, уставившись в потолок (может слушать музыку);
  • не ходит гулять;
  • хуже учится, чем раньше;
  • отказывается от совместных семейных мероприятий, избегает участия в школьных делах;
  • плачет без видимых причин (особенно в маленьком возрасте и девочки);
  • становится неряшливым;
  • не радуется элементарным бытовым ситуациям (купили обновку, поставили пятёрку, сделали подарок, поехали в путешествие).

У такого ребёнка налицо апатия, равнодушие, безынициативность, вялость и уныние. Он находится в глубоко подавленном и гнетущем состоянии.

Когнитивные функции тоже оказываются уязвимыми. Чаще всего пропадает познавательная мотивация, снижается концентрация внимания и умственные способности, ухудшается память. Это приводит к плохим оценкам в школе, даже если до этого проблем с учёбой не возникало.

Со стороны физиологии:

  • потеря аппетита;
  • головные боли;
  • нарушения сна;
  • похудение;
  • гипотония;
  • заторможенность в движениях, судороги в мышцах, слабость в конечностях, подёргивание века;
  • жалобы на боли в области сердца.

В состоянии депрессии дети по-разному могут реагировать на окружающих. Кто-то злится и раздражается по мелочам, психует, плачет, швыряет вещи, кричит, чтобы его все оставили в покое.

Другие могут делать вид, что вообще никого и ничего вокруг не замечают: не откликаются на просьбы, не отвечают на вопросы, не поддерживают беседу.

Могут демонстративно отворачиваться к стенке или уходить из комнаты, когда кто-то к ним обращается.

Распознавание депрессии ложиться на плечи родителей и учителей. Чем раньше они поймут, что с ребёнком не всё в порядке, тем своевременнее ему будет оказана квалифицированная помощь.

Классификация

Проблема

Нозологические классификации депрессий в детском возрасте, согласно МКБ-10 и DSM-III (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), демонстрируют лишь попытку выделить какие-то конкретные синдромы, специфические исключительно для детей и не характерные для взрослых.

Например, в МКБ-10 эмоциональные детские нарушения указаны под отдельным шифром F-93 как самостоятельные. Это должно значить, что полной преемственности между депрессиями в детском и зрелом возрасте не существует.

Но в дальнейшей классификации для взрослых можно найти ссылки на то, что некоторые расстройства впервые диагностируются ещё в детстве. Например, это прописано для депрессивных эпизодов (F-31) и дистимии (F-34).

Классификация DSM-III-R и вовсе использует одинаковые критерии депрессии для любого возраста с незначительными коррективами относительно стадий развитий.

Поэтому в современной психиатрии проблема классификации депрессий в детском возрасте актуальна. Специалисты настаивают на том, что нужно разработать её отдельно от той, что сейчас используется на практике и рассчитана преимущественно на взрослых. Но, пока её не создали, приходится ориентироваться на те виды, которые прописаны в МКБ-10 и DSM-III.

Классификации

Простые и сложные

Простые:

  • меланхолическая (тоскливая) — подавленное настроение и гнетущая тоска;
  • тревожная — двигательное возбуждение и повышенная тревога;
  • адинамическая — упадок сил и мышечная слабость;
  • апатическая — отсутствие стремления к деятельности.

Сложные:

  • сенесто-ипохондрическая — жалобы на болезненные ощущения в теле;
  • депрессия с бредом и галлюцинациями.
  • Эндогенные и экзогенные
  • Эндогенные развиваются на фоне внутренних заболеваний (у малышей чаще всего — физических, в более старшем возрасте — психических).
  • Экзогенные — следствие внешних факторов.
  • По степени проявления
  • Лёгкая;
  • умеренная;
  • тяжёлая.

По МКБ-10

Общая классификация:

  • депрессивный эпизод — плохое настроение, отсутствие активности, нарушения сна;
  • рекуррентная (повторяющаяся) — периодическое повторение депрессивных эпизодов, на фоне типичных симптомов наблюдается снижение когнитивных способностей;
  • биполярная — резкая смена настроений;
  • циклотимия — более мягкая смена настроений, чем при биполярном расстройстве;
  • дистимия — плохое настроение становится устойчивым паттерном поведения и воспринимается как особенность характера.

Классификация сугубо детских депрессий:

  • тревожное расстройство, вызванное разлукой;
  • фобическое, обусловленное навязчивыми страхами;
  • социальное, развивающееся на фоне межличностных конфликтов и одиночества;
  • расстройство сиблингового соперничества из-за рождения второго ребёнка;
  • другие эмоциональные расстройства;
  • неуточнённые эмоциональные расстройства.

При уточнении диагноза и назначении лечения психотерапевты учитывают все вышеперечисленные классификации.

Возрастные особенности

Детская депрессия, причины, признаки, лечение

У детей дошкольного возраста

Причины: врождённые заболевания, кризис 3 лет. Проявления: капризность, плаксивость, нарушения сна, отсутствие аппетита.

Причины: нехватка родительского внимания, неудачные попытки самоутвердиться, необходимость посещения детского сада. Проявления: непослушность, чрезмерная самостоятельность, плаксивость, агрессивность, истерики.

У детей школьного возраста

Причины: школьная дезадаптация, проблемы в общении с учителем или одноклассниками, психотравмирующие ситуации в семье. Проявления: уныние, тревога, замкнутость, печаль, потеря удовольствия от игр и подарков.

Причины: чаще всего семейные, так как к этому возрасту большинство пар принимает решение развестись или родить второго ребёнка. И то, и другое может стать фактором, спровоцировавшим депрессию. Проявления: утрата общительности, активности, приветливости, склонность к одиночеству, агрессия по отношению к родителям или младшему брату (сестре).

Причины: начало переходного возраста, социальная дезадаптация, проблемы с учителями или ровесниками. Проявления: потеря интереса к играм и общению, ожирение (или похудение), ночные кошмары, навязчивые страхи, замкнутость, снижение познавательных способностей — проблемы в учёбе.

Если у детей младшего школьного возраста депрессия протекает явно, обусловлена причинами, лежащими на поверхности, и относительно быстро лечится, то с подростками всё гораздо сложнее.

Провоцирующие факторы выяснить достаточно трудно из-за их скрытности и недоверия. Проблему усугубляет пубертатный период с кризисом, проявления которого во многом пересекаются с симптомами депрессивного расстройства.

Но самое страшное — в этом возрасте оно может закончиться суицидом. Поэтому родителям нужно быть вдвойне внимательными.

Диагностика

При подозрении на депрессию родители должны обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Для уточнения диагноза придётся пройти не одно обследование:

  • педиатр: осмотр, опрос, анализы — для исключения соматических заболеваний;
  • узкие специалисты (эндокринологи, гастроэнтерологи, дерматологи, кардиологи и др.): клинические, лабораторные, инструментальные исследования — для подтверждения выводов педиатра;
  • невролог: УЗИ, ЭЭГ, МРТ — для определения физиологических факторов;
  • клинический психолог или психотерапевт.

В психотерапии существуют различные методы диагностики детских депрессий:

  • методики «Моя семья», «Дом-дерево-человек»;
  • тест фрустрации Розенцвейга;
  • опросник Бека;
  • тест Зунга;
  • диагностические критерии Смулевича;
  • цветовой тест Люшера;
  • CDI — шкала (опросник) Ковач.

Данные диагностические методы позволяют выяснить не только глубину депрессивного состояния ребёнка, но и возможные причины.

Лечение

Если психотерапевт подтверждает диагноз, что у ребёнка депрессивное расстройство, он назначает комплексное лечение и консультирует родителей, что делать им.

Медикаментозное лечение

При депрессии обычно назначаются антидепрессанты для детей и подростков. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают фобии и панические атаки. Что могут прописать:

  • Адаптол;
  • Тенотен;
  • Флуоксетин;
  • Сертралин;
  • Пароксетин;
  • Флувоксамин;
  • Глицин;
  • Деприм (с 12 лет);
  • Ново-пассит (с 12 лет).

При тяжёлой депрессии назначаются Амитриптилин, Азафен, Пиразидол, но только в условиях стационара под строгим контролем врача. Могут быть рекомендованы также успокаивающие чаи на травах и ароматерапия (при отсутствии аллергии на запахи).

Психотерапия

Помогают вывести ребёнка из депрессии различные психотерапевтические направления:

Лечение проводится амбулаторно. Стационарный режим требуется лишь при тяжёлой форме расстройства, когда были попытки суицида или психотические эпизоды.

В ряде случае родители прибегают к альтернативным методам лечения: рефлексотерапии и пет-терапии (общение с животными).

Рекомендации родителям

Как могут родители помочь ребёнку выйти из депрессии?

  1. Окружить вниманием и заботой, но не навязываться.
  2. Чаще разговаривать по душам.
  3. Обеспечить максимум положительных эмоций. Ездить в путешествия, гулять по магазинам.
  4. Не повышать голос, исключить ссоры и скандалы. Атмосфера в семье должна быть благоприятной.
  5. Обеспечить сбалансированное питание. Готовить то, что он любит. Не предлагать полезные, но не слишком вкусные блюда.
  6. Проследить, чтобы он ежедневно находился на свежем воздухе не менее часа.
  7. Нужно чем-то занять ребёнка, чтобы отвлечь от переживаний. Попросить помощь по дому, уехать в поход, отправиться в лес за грибами и т. д.
  8. Хорошо снимают напряжение и увеличивают выработку серотонина занятия спортом.
  9. Не ставить перед ним сверхзадач, снизить планку требований. Следить, чтобы не было переутомления.
  10. Оказывать психологическую поддержку и сочувствие.

Не нужно наивно верить в то, что депрессия — удел взрослых. Современный ребёнок, вынужденный жить в виртуально-информационном поле, оказывается беззащитным перед многочисленными стрессовыми факторами, подстерегающими на каждом шагу.

Раньше, когда большинство родителей работали 6 дней в неделю с законным выходным и имели 8-часовой рабочий день, напряжение снималось уютной домашней атмосферой и совместным времяпрепровождением.

Читайте также:  Как лечится поликистоз яичников

Сейчас многие семьи трудно назвать спасительным кругом — дети остаются наедине со своими переживаниями, которые в итоге заканчиваются серьёзными психоэмоциональными расстройствами.

Источник: https://ponervam.ru/depressiya-u-detej.html

Депрессия у детей

Детская депрессия, причины, признаки, лечение

Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов.

Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых.

Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Детская депрессия, причины, признаки, лечение

Депрессия у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами.

К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина.

Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности.

Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям.

Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство.

По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами.

В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность.

Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать».

В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут.

Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение.

Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты.

Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии.

Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями.

Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость.

Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом.

Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром.

До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности).

В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают.

Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни.

Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности.

Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка.

Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/depression

Депрессия у ребенка

Детская депрессия, причины, признаки, лечениеДепрессия у ребенка в диагностическом смысле означает психическое заболевание, основным критерием которого выступают эмоциональные нарушения. Депрессия воспринимается зачастую как самим ребенком, так и родителями, как проявление лени, плохого характера, эгоизма, природного пессимизма. Родителям следует помнить, что депрессия является не просто плохим настроением, это заболевание, которое нуждается в лечении специалистами. Чем раньше у ребенка поставлен диагноз и начато соответствующее правильное лечение, тем гораздо выше вероятность быстрого выздоровления. На сегодняшний день врачи располагают большим набором разнообразных методов психотерапии, фитотерапии, физиотерапии, благодаря которым снимается депрессивное состояние.

Долгое время психиатры спорили: способен ли ребенок испытывать депрессивные проявления? Ведь ощущение тоски, печали, снижение общего тонуса, ослабление интересов, заторможенность и уход от контактов — признаки свойственные для взрослой депрессии. У детей сложно выделить такие проявления из-за их нечеткости, а также не способности ребенка подробно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.

Депрессия у детей и подростков зачастую маскированная и включает тревожность, школьную неуспеваемость, беспокойство за здоровье, нарушения отношений со сверстниками, страх за близких.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:

— семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь.

Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными.

Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;

— патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;

— структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей.

Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни.

В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;

  • — частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;
  • — проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;
  • — достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.

Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.

Читайте также:  Что делать, когда болят мышцы и связки после растяжки

), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов.

К таким депрессиям относят, например – осеннюю депрессию.

Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.

Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессивному состоянию наиболее подвержен подростковый возраст. Психологи выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю депрессию (13-16 лет), позднюю депрессию (старше 16 лет).

Депрессивное состояние проявляет себя классической триадой симптомов: снижение подвижности, сниженное настроение, снижение мышления.

В течение дня снижение настроения происходит неравномерно. Зачастую в утренние часы настроение приподнятое, дети довольно таки охотно идут в школу. Затем настроение постепенно понижается и пик сниженного настроения приходится на вечернее время.

Детей ничего не радует, не интересует, беспокоит головная боль, изредка повышается температура тела. Они жалуются на постоянные проблемы в школе, конфликты с учениками и учителями. Даже в хороших вещах видят только отрицательные моменты.

Случаются у детей и вспышки очень хорошего настроения, когда они веселятся, шутят, однако, такое настроение длится недолго – не более часа и затем опять сменяется снижением настроения.

Снижение подвижности замечается по нежеланию двигаться: дети либо постоянно сидят в одной позе, либо лежат. Физический труд никакого интереса не вызывает. Речь тихая, а мыслительный процесс замедлен. Детям трудно подобрать необходимые слова, проблематично отвечать сразу на вопросы, зачастую они отвечают только одним кивком головы.

У детей наблюдается зацикливание на одной мысли с отрицательным оттенком: у меня все плохо или меня никто не любит. У детей пропадает аппетит, они отказываются от пищи, иногда не едят по несколько дней. Спят мало, поскольку беспокоит бессонница из-за зацикливания на одной мысли, которая мешает процессу засыпания.

Сам сон беспокойный, поверхностный, не позволяющий организму в полной мере отдохнуть.

Мысли о суициде появляются не сразу, зачастую для их возникновения нужен длительный срок течения заболевания (более года). Одной мыслью о суициде дети не ограничиваются, они придумывают план действия, продумывают различные варианты. Такое течение депрессии наиболее опасное, поскольку способно привести к летальному исходу.

Все перечисленные переживания представляют характер мучительного страдания, вызывая нарушения в межличностных отношениях и приводя к снижению социальной активности. Симптоматика заболевания раскрывается в основном в поведении: меняется активность ребенка, пропадает интерес к друзьям, играм, учебе, начинается непонимание, капризы.

Зачастую сложная ситуация может быть пусковым механизмом для начала депрессии. Несмотря на довольно специфическую картину данного состояния, родителям и врачам бывает очень трудно понять суть проблем ребенка и разобраться в его недуге.

Это связывают с тем, что в силу своего возраста дети не могут дать четкое описание своего состояния.

  1. Итак, симптомы депрессии включают:
  2. — сниженное настроение на протяжении большей части дня, ощущение пустоты, тоски, подавленности;
  3. — потерю интереса и полное равнодушие ко всем прежним занятиям, к учебе, хобби;
  4. — прибавление или уменьшение массы тела ребенка;
  5. — нарушение сна (ребенок или долго не засыпает с вечера, или засыпает, но часто просыпается за ночь);
  6. — психомоторное торможение или возбуждение;
  7. — длительную потерю аппетита;
  8. — состояние бессилия, ежедневная усталость;
  9. — чувство стыда, озабоченности, вины;
  10. — снижение способности концентрироваться и мыслить (ребенок часто рассеян, ему сложно сосредоточится);
  11. — мысли о суициде;
  12. — перемены в поведении (не желание общаться).

Признаки депрессии у ребенка

С психоаналитической точки зрения признаком депрессии выступает нарушение регуляции самооценки у ребенка. Депрессия зачастую развивается у детских личностей с неустойчивой самооценкой. Основой для развития низкой самооценки выступает отсутствие принятия, а также эмоционального понимания с материнской стороны.

Признаком депрессивного состояния выступает снижение мышления и неспособность выполнять дома учебные задания. Школьники испытывают ощущение заржавленности, заторможенности психических процессов.

Врачами безуспешно делались многократные попытки выяснить, какой именно из компонентов симптомокомплекса: интеллектуальная задержка, ангедония или психомоторная заторможенность выступает первичным и лежит в основе заболевания. Постоянной составляющей депрессивного настроения выступает тревога различной интенсивности: от беспокойства в легкой степени до неуверенности и напряженности выраженной ажитации.

Депрессивное настроение, является сложным образованием: заболевший испытывает беспомощность, подавленность, безнадежность, явную или скрытую тревогу, отчаяние, внутреннее напряжение, неуверенность, утрату интересов, бесчувствие.

Когда настроение в норме, то оно складывается из нескольких, а иногда из разнонаправленных эмоций.

У здоровой личности настроение является результатом множества воздействий, а также причин: ощущение бодрости и усталости, физического здоровья или недомогания, приятных и печальных событий.

У здоровых людей настроение в той или иной мере подвергается внешним влияниям: оно улучшается при хороших известиях и портится при неприятных событиях, а болезненно измененное депрессивное настроение определяется интенсивными, длительными аффектами.

На сегодняшний день депрессия, являясь серьезной проблемой здоровья, зачастую остается без родительского и врачебного внимания. Это заболевание причиняет страдание и боль не только тем, кто болен, но и родителям. К сожалению, большинство родителей еще рассматривают депрессию у детей и подростков как проявление слабости.

Депрессия у ребенка — как помочь? Уточнение диагноза обязательно включает консультацию психиатра. В школах работают психологи и при необходимости можно к ним обратиться за советом. Школьный психолог поможет избежать развития тяжелой симптоматики и даст возможность выговориться школьнику о наболевшем.

  • Депрессия у ребенка — рекомендации родителям:
  • — в первую очередь следует с ребенком разговаривать, интересоваться его жизнью, проблемами в школе;

Источник: https://psihomed.com/depressiya-u-rebenka/

Детская депрессия: причины, признаки и лечение

  • В данной статье пойдет речь о причинах и следствии детской апатии, хандре, депрессии.
  • В первую очередь, родители должны хорошо знать своего ребенка, чтобы не допустить этого.
  • Если это уже произошло, то нужно принять все меры, чтобы избавиться от детской депрессии и сделать так, чтобы в будущем это не повторялось.

Несколько причин возникновения депрессии у детей:

  • Наследственность. Хроническая усталость негативно складывается на будущего ребенка при беременности.
  • Внутриутробные патологии. Беременность серьезно складывается на будущем ребенке. Все что происходило во время беременности, обязательно всплывет в будущем.
  • Тяжелая семейная обстановка. В детском возрасте психика ребенка очень хрупка. Все, что происходит в семье откладывается в голове малыша и не важно, хорошее это или плохое.
  • Родители-тираны. Тут можно без комментариев, но стоит задуматься, не слишком ли Вы сильно давите на своего ребенка. Родители и депрессия детей связаны напрямую.
  • Отсутствие родительского внимания. Если не уделять ребенку внимания, то он будет нуждаться в этом как никогда, также сверхвнимание является не очень хорошим показателем. Во всем нужна мера.
  • Детский коллектив. Не важно в каком возрасте, общественное мнение является не последним местов в нашей жизни. Дети очень восприимчивы к упрекам сверстников. Издевки и прочие надругательства жестких подростков, очень сильно сказывается на психике маленького человека.
  • Эмоциональное потрясение. Дети не готовы к реалиям жизни. Все сверхэмоциональное вызывает у детей стресс. Вы только представьте, смерть близкого. Не каждый взрослый может это пережить, а ребенку в 100 раз тяжелей.
  • Проблемы в школе. Школа — это как работа для взрослого, мы проводим там большую часть времени. Когда коллектив неладен, проблемы с взаимопониманием, вряд ли это приятно.
  • Смерть домашнего любимца. Для многих детей, питомец — лучший друг! Смерть откладывается очень глубоко и надолго.
  • Хроническое заболевание. Любое заболевание мешает наслаждаться жизнью и тем самым, может вызвать депрессию.

Признаки ребенка в депрессии:

  • Неконтролируемый страх. Боится всего и тем более чувство смерти. Дети очень хорошо умеют скрывать свое состояние.
  • Частые и непонятные перепады настроения. Родители должны задуматься, почему он то плачет, то смеется.
  • Нарушение сна. Либо постоянная сонливость, либо полное отсутствие сна. Связано это может быть также с ночными кошмарами.
  • Вялость. Дети очень активны в любом возрасте. Если он спит на уроках, в садике, все валится из рук, рассеян, не может сконцентрироваться, то стоит задуматься.
  • Нарушение аппетита. Данный фактор уже означает наличие проблем, также как и у взрослых. В состоянии апатии «ком» в горло не лезет.
  • Чувство беспомощности. Когда у ребенка проблема и он не может обратиться за помощью к взрослому, из-за страха быть не понятым. Это вызывает следующее состояние.
  • Смена интересов. Это сложно проконтролировать из-за непостоянности детей, но если ребенок всю жизнь любил что-то и резко от этого отказывается, то можно тоже задуматься.
  • Стремление к уединению. Дети редко хотят находиться одни, хоть это и бывает. Частая изоляция означает очень плохого настроения, а может быть и проблем.

Как лечить депрессию у детей:

Все, что связанно с эмоциональным состоянием детей, лучше поручить специалисту. Врач психотерапевт, особенно при тяжелых проявлениях депрессии, сопровождающихся заявлениями мыслей о суициде, должен рекомендовать стационарное лечение.

В период нахождения ребенка в больнице ему могут назначать даже антидепрессанты. Если определена легкая форма течения болезни, то достаточным будет ее лечение в домашних условиях, с посещением школы и выполнением обычных домашних дел.

Впрочем, если в семье твориться хаос, то никакое лечение тут не поможет. Родители обязательно должны вникнуть в суть проблем, помогать во всем и стать для него и лучшим другом и психологом. Следует на время поменять обстановку и чаще проводить на свежем воздухе, в походах. Если это возможно, то лучше уехать на курорт.

Никто не поймет Вашего ребенка, так как Вы сами. Берегите и любите своих детей!

  1. ____________________________________________________________________________________________________________
  2. Больше интересных материалов в моем блоге MOM-MOM!
  3. Подписывайтесь и ставьте лайки!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a203176fd96b1d21b1a0e2a/5a4f924c79885ec8f3b68080

Депрессия у ребенка (подростка) 10-17 лет — советы психологов

Депрессия у ребенка в возрасте 10-17 лет выражается немного иначе, чем у взрослых. Родителю необходимо знать, как заподозрить этот недуг.

Самостоятельно подростки редко говорят о своей депрессии, обычно они не способны распознать ее или не уверены, что встретят понимание родителей.

Тем не менее состояние подавленности, апатии, агрессии может свидетельствовать именно о наличии депрессии. Задача родителей вовремя отследить тревожный симптом и обратиться к специалисту.

В этой статье мы поговорим о причинах депрессии у ребенка, способах ее определения и методах лечения. Своевременная работа с проблемой способна предотвратить ее развитие и найти эффективные пути решения

Депрессия у ребенка (подростка) – что это?

Слово «депрессия» произошло от латинского deprimo — «давить», «подавить». Депрессия у ребенка (подростка) характеризуется подавленным или сниженным настроением, нежеланием получать удовольствие, пессимизмом, расстройством сна, а иногда и суицидальными наклонностями.

Дети в период 10 – 17 лет переживают различные эмоциональные потрясения: ссора с близким другом, конфликты в семье, неуспеваемость в школе, неудачи с противоположным полом. Помимо этого, многие недовольны своей внешностью (угревая сыпь или «немодная» одежда, внешность, не соответствующая «стандартам красоты»), что тоже отрицательно влияет на психологическую обстановку.

Усугубляется положение гормональными перестройками в организме: для некоторых детей они проходят бесследно, а для части подростков – это очередная буря эмоций, которую надо побороть.

Признаки детской депрессии:

В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени. Обратите внимание на следующие симптомы:

  • · снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)
  • · нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)
  • · изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)
  • · состояние повышенной усталости
  • · перебои в аппетите, длительный отказ от еды
  • · чувство вины или стыда
  • · рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании
  • · нежелание общаться с кем-либо
  • · мысли о суициде

В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями.

Читайте также:  Кому обязательно делать прививку от гриппа, категории граждан

Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды.

В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.

В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.

Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.

Причины депрессии у детей и подростков:

Депрессия у ребенка никогда не возникает на пустом месте. Всегда существуют предпосылки к такому состоянию. Скорее всего, подросток столкнулся со стрессовой ситуацией, и в силу своего возраста, не смог ее правильно принять и пережить. А этого вполне достаточно для неокрепшей детской психики.

К основным причинам можно отнести:

1. Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Созревание половой системы сопровождается высокими эмоциональными нагрузками: раздражение, тоска или повышенная тревожность. Как правило, этот период проходит через 2-4 года. За это время накопленный стресс может легко перерасти в серьезное расстройство.

2. Реалии взрослого мира – приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.

3. Юношеский максимализм — подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами.

4. Семейные конфликты – дети остро реагируют на ссоры между родителями, тяжело переживают развод или сложное материальное положение. Тяжело, если он постоянно слышит критику в свой адрес или недовольства родителей, связанные с неуспеваемостью в школе.

5. Отсутствие друзей. Самое главное для подростка – это общение со сверстниками, среда общения, возможность разделить общие интересы с друзьями.

В подростковом возрасте происходит эмоциональная эмансипация от родителей: если раньше ребенок делился своими переживаниями с родителями, то теперь может закрываться, не рассказывать о событиях дня и своих переживаниях.

В целом, это нормально для подростка, но важно найти место, где такой обмен эмоциями будет происходить. Эмоциональный контакт

подросток ищет со сверстниками, и если найти такой контакт не удалось, не произошло принятия в коллективе, установления дружеских связей — для подростка это очень болезненно и травматично. Он чувствует себя ненужным, неуспешным.

6. «Неидеальная» внешность – подростки склонны переживать, что выглядят не как все, имеют лишний вес (по его мнению), или проблемы с кожей обернут против них весь мир.

Несоответствие пресловутым «стандартам красоты» или стандартам, принятым в конкретном коллективе (например, обязательно быть спортивным или одеваться в брендовую одежду) могут обернуться для подростка насмешками в коллективе, низкой самооценкой, анорексией и в итоге- депрессией.

7. Частые переезды – отрыв от сложившегося коллектива и его привычной зоны комфорта выбивают из колеи. Приехав на новое место, подросток сталкивается с трудностями в общении и создании новых связей, что конечно же влияет на его состояние.

8. Издевательства в школе – подростки часто проявляют неоправданную жестокость, которая оставляет свой отпечаток на психике.

9. Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это намного сложнее.

10. Усиленные нагрузки – некоторым детям тяжело дается школьная программа. А многие родители настаивают на посещении дополнительных занятий и кружков, считая, что это идет только на пользу. Такой ритм жизни создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая не каждому под силу.

11. Безответная любовь или первый неудачный сексуальный опыт — переживания в таком состоянии отнимают много энергии, а поделиться переживаниями и получить поддержку -зачастую не с кем и неоткуда.

Некоторые признаки потенциальной депрессии у подростка:

Ощущение пустоты и бессмысленности – подросток может хорошо учиться, вести нормальный образ жизни, но при этом чувствовать пустоту. Нет понимания, для чего он живет, ему кажется все однообразным и не интересным.

«Ничего не хочу». Отсутствие интересов, отсутствие желания общаться, заводить друзей, апатия.

«Я никому не нужен» – ощущение себя никому не нужным, становится ведомым. Попав под влияние более сильного товарища, расстройство только усиливается.

Эмоциональные перепады. Резкие смены настроения, затяжное плохое настроение может сменяться припадками ярости и агрессии, а затем пассивностью и самоуничижением.

Разговоры о смерти и суициде. Если подросток стал интересоваться темой смерти и суицида, важно вовремя обратить на это внимание. Подросток может использовать такие фразы как «незачем жить», «все равно все умрем», « не вижу смысла…».

Бессмысленные действия, зацикленность – зацикливание на бесполезном занятии, например постоянное пребывание в социальных сетях (регулярное обновление «ленты», в ожидании новой бессмысленной информации).

Резкие изменения – подросток резко меняет свое социальное поведение, изменяет внешний вид (покрасить волосы, пирсинг). Изменения могут касаться образа жизни, интересов, круга общения и мировоззрения.

«Всегда успешен» – это такие дети, которые «из кожи вон лезут», что бы достичь положительных результатов, добиться успеха. Но за ширмой «успешного подростка» скрывается ребенок, который прячет свои истинные переживания. Зачастую такие достижения не приносит морального удовлетворения и сопровождаются сильным страхом разочаровать родителей.

Каждый отдельно взятый пункт может и не быть обязательным признаком депрессии, но совокупность признаком иили явно выраженные проявления могут быть поводом для беспокойства и обращению к специалисту.

Виды депрессии:

Реактивная – считается доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Например: развод родителей или смерть близкого человека.

Меланхолическая – характерно состояние угнетения и тоски, интерес ко всему потерян, часто сидит в своей комнате в одном положении либо медленно передвигается (заторможенность). На фоне этих симптомов развивается нарушение сна и аппетита. Для девушек характерен сбой в менструальном цикле. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.

Биполярное расстройство –характеризуется быстрой сменой фаз, иногда в короткие промежутки времени. Чем меньше возраст, тем короче фазы и могут составлять от нескольких часов, до 2-3 недель.

Мания проявляется в виде агрессии и гнева.

Психологи могут не заметить биполярного расстройства, сославшись на «подростковое изменение характера», поэтому рекомендуется привлечение специалиста более узкого профиля (клинический психолог, психиатр).

Дистимия – это длительное психическое расстройство, обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Ребенок выглядит пассивными и одинокими, не может сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита. Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, изредка прерывается сменой настроения.

Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Длится от полугода до 9 месяцев. Подросток печальный и раздражительный, его ничего не интересует.

Симптомы могут быть не явными, например нарушение сна: родитель ссылается на усталость и загруженность. Некоторые дети начинают «заедать» это состояние большими порциями еды. Вот этот момент должен насторожить.

Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.

Следует обратить особое внимание, если все чаще слышите упоминания о смерти и суициде, например:

1. Читает стихи и рассказы о самоубийстве, или начал сам писать на эту тематику

2. Романтизирует смерть и самого умирающего.

  1. 3. Шутит о смерти
  2. 4. Прощается с близкими и друзьями как будто в последний раз
  3. 5. Частые травмирования и порезы

6. Слышите фразы: «Лучше бы я умер», или «Зачем я родился?» или «Выхода нет»

В этом случае действовать надо немедленно, и как можно скорее найдите специалиста для оказания помощи.

Что делать родителям?

Семейная атмосфера очень важна для формирования детской психики. Родители всегда обратят внимание на нестандартное поведение ребенка. Но что именно нужно делать, если начались проблемы с учебой или школьными друзьями?

Если вы обнаружили признаки депрессии, то эксперты советуют следующее:

· Разговаривайте в комфортной для него обстановке. Постарайтесь выяснить, что именно вызвало беспокойство и такой результат.

· Помогите укрепить его самооценку. Покажите ему, насколько он важен и значим для вас и окружающих.

  • · Узнайте о его увлечениях, чем он интересуется, что делает пока вы на работе.
  • · Ограничьте опеку, дайте почувствовать, что вы ему доверяете.
  • · Дайте право выбора, не стоит все решать за него.
  • · Постарайтесь не критиковать, а направлять на правильное действие.
  • · Исключите разговоры на повышенных тонах, постарайтесь не конфликтовать.

· Найдите общий интерес – это может быть совместная вечерняя прогулка или катание на велосипедах, или игра в футбол. Посещайте мастер – классы: рисуйте и творите.

Психологи советуют найти как можно больше точек соприкосновения. Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу. Но не стоит забывать, что усиленная опека только навредит и осложнит ситуацию.

Всегда искренне говорите, что вы его любите, цените и уважаете. Теплые и доверительные отношения в семье – залог крепкого психического здоровья всех ее членов.

Если вы понимаете, что ситуация не поддается вашему контролю, не затягивайте с походом к специалисту.

Лечение депрессии

Депрессия у детей и подростков – это серьезное заболевание, которое требует консультации специалиста. Родители должны понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, разглядев характерные признаки. Не стоит пускать на самотек, лучше все держать под контролем, следуя советам специалиста.

Легкая форма поддается консультативному лечению: это может быть индивидуальная работа с психологом или посещение психологической группы. Тяжелые случаи (например, попытки суицида) требуют более серьезного, медикаментозного подхода. В таких случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга.

Обычно первый специалист, к которому необходимо обратиться за помощью – это психолог. В ходе беседы он помогает разобраться в причине появления заболевания. Поможет узнать какие эмоции и чувства сопровождают подростка.

Используя разные методики, специалист сможет пояснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове. Есть вероятность, что после общения с психологом, он сам найдет пути решения проблемы и выйдет из этого состояния.

Психолог поможет справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация сложная – то понадобится дополнительная помощь психотерапевта, психиатра.

Психотерапевт – врач, который помогает пациентам справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.

Для постановки диагноза врач проводит беседу с пациентом, в ходе которой оценивает его состояние. Диагностика помогает установить точное заболевание, которое сопровождает подростка, а так же определиться с методом лечения.

Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.

«Эмпатия» — студия практической психологии

В «Эмпатию» приходят дети и подростки с разными эмоциональными проблемами. Мы помогаем им преодолеть трудности. Для этого в нашей команде есть специалисты, которые на протяжении 14 лет работают с детьми и взрослыми, помогают разобраться с внутренними проблемами.

Подростковый возраст — это период становления личности. И наша задача — помочь ребенку не сбиться с пути. Мы помогаем подросткам и родителям обрести и сохранить ту гармонию, при которой всем комфортно жить и развиваться.

В «Эмпатии» действуют психологические группы для подростков, в которых ребята могут поделиться важными переживаниями, получить поддержку и обратную связь, научиться выстраивать отношения со сверстниками и найти друзей. Здесь подросток может делиться своими проблемами, а мы поможем ему понять и разобраться в себе.

В таком формате общения формируется поддержка, уважение и доверие к сверстникам, а предпосылки к развитию депрессии у ребенка проходят сами собой.

Безусловно, нельзя говорить об универсальной панацее, но психологическая работа в группе очевидно является профилактикой депрессии; в случае необходимости, мы также направляем подростка и родителей к специалистам более узкого профиля.

Если вы столкнулись с непониманием внутри семьи, или обнаружили признаки депрессии у ребенка, обращайтесь к нам за помощью. Мы ждем вас в Студии практической психологии «Эмпатия».

Источник: https://empatia.ru/depressiya-u-rebenka-podrostka-10-17-let-sovety-ekspertov/

Ссылка на основную публикацию