Дискалькулия у детей — диагностика

Дискалькулия у детей - диагностика

Данный синдром рассматривают как специфическое расстройство развития.

Зачастую патологию выявляют в дошкольный период, однако она может быть обнаружена и в школьном возрасте.

В поисках причины

Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо визуально представлять числа и задачи.

К поражению теменной доли головного мозга могут приводить такие факторы:

Дискалькулия у детей - диагностика

К факторам, вызывающим возникновение дискалькулии, также относят пребывание в негативном социальном окружении, воспитание в неблагополучной семье.

Это может приводить к нарушениям психологического здоровья ребенка.

С какими расстройствами сочетается

Дискалькулия является самостоятельным заболеванием, однако часто может сочетаться с другими нарушениями. Патологии, которые могут сопровождать ее, имеют сходный генез и вызваны врожденными патологиями развития головного мозга, задержкой умственного развития, нарушениями психологического здоровья. У ребенка с дискалькулией могут также наблюдаться:

  • дислексия – нарушение способности читать и писать;
  • синдром дефицита внимания – нарушение концентрации внимания, неконтролируемая импульсивность, гиперактивность;
  • дисграфия – неспособность овладеть навыком письма.

Разновидности и формы

Существует несколько различных классификаций нарушения. В зависимости от концептуального подхода выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.

Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:

  • графическая – невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
  • вербальная – невозможность правильно назвать число, символ, обозначить количество предметов;
  • лексическая – отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
  • операциональная – неспособность к выполнению математических действий;
  • практогностическая – отсутствие способности к абстрактному счету предметов, распределению предметов в зависимости от таких характеристик как количество, форма и т.д;
  • арифмерия – неспособность к обучению вычислению;
  • псевдодискалькулия – сниженные математические способности вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.

Отличие от акалькулии

Дискалькулия у детей - диагностика

Акалькулия является приобретенным синдромом. Она возникает в детском и взрослом возрасте вследствие различных воздействий на кору головного мозга, либо на фоне психологических и неврологических заболеваний.

Дискалькулия – врожденное, либо приобретенное в раннем детском возрасте патологическое состояние. Акалькулия выступает в качестве симптома существующей болезни, дискалькулия – самостоятельное заболевание.

Симптоматика и особенности клиники

Дискалькулия выражается в таких симптомах:

  • неспособность распознавать количество предметов визуально (больному необходимо пересчитать предметы по одному);
  • затруднения при вычислениях;
  • проблемы с абстрактным счетом времени;
  • невозможность интуитивно определить длину пройденного расстояния;
  • нарушения координации движения;
  • трудности с восприятием понятий «больше» и «меньше»;
  • непонимание сути таких математических операций как вычитание, сложение, деление, умножение;
  • затруднения при написании и назывании чисел;
  • непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала;
  • непонимание понятия «число», разрядности;
  • отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.

Постановка диагноза

Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда возникает потребность в произведении элементарных подсчетов.

При выявлении симптомов патологии необходимо обратиться к логопеду или детскому психологу для проведения комплексного обследования и дифференциальной диагностики.

Дискалькулия у детей - диагностика

  • счет от 10 до 20 (у детей с данной патологией может быть не нарушен счет до 10);
  • сравнить два числа;
  • расположить числа по возрастанию и убыванию;
  • выполнить простые арифметические действия;
  • озвучить название, и распределить геометрические фигуры в зависимости от цвета и размера.

Так как дискалькулия вызвана изменениями в головном мозге, то может применяться такой метод диагностики как магнитно-резонансная томография. Однако из-за дороговизны и недостаточной исследованности вопроса данный метод не имеет широкого использования.

Помимо выявления нарушений, связанных с математическими операциями, специалисты обнаруживают такие сопутствующие признаки как проблемы с анализом схемы тела человека, определением правой и левой стороны, соотнесением предметов в пространстве, определением времени по аналоговым часам.

Лечение и коррекция

Коррекция дискалькулии проводится специалистами логопедами, неврологами, дефектологами и психологами в поликлиниках, специализированных заведениях или в кабинете школьного логопеда. Лечение предполагает проведение учебных и логопедических занятий.

Дискалькулия у детей - диагностика

Обучение и терапия проводятся в игровой форме. Детей обучают сравнению предметов, и их сортировке по различным признакам. При достижении успеха в этих операциях, переходят к обучению математическим действиям. Важно чтобы у ребенка появилось понимание логики операций.

Коррекция дискалькулии должна сочетаться с развитием грамотной речи у ребенка. Должно происходить расширение запаса слов, в том числе терминами математики. Ребенка следует обучить правильному названию цифр, действий, геометрических фигур, характеристик, а также корректному использованию этих названий.

Дискалькулия у детей - диагностика

Терапия также должна быть направлена на развитие у детей когнитивных способностей, абстрактного, логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве.

Пациентам может быть рекомендована вспомогательная медикаментозная терапия для нормализации мозгового кровообращения и активизации нервной деятельности. Больным с дискалькулией рекомендован прием витаминов группы В, Когитум, Глицин, Кортексин.

Возможные последствия

При дискалькулии человек не может корректно определять время, запоминать даты, номера телефонов. Данные факторы ведут к снижению социализации индивида в обществе.

Неспособность ребенка запоминать числа, формулы, производить математические действия ведет к снижению успеваемости в школе, и к невозможности получения высшего образования во многих учебных заведениях, и как следствие невозможности приобрести достойную профессию.

Отсутствие специально разработанных методов обучения детей с дискалькулией ведет к получению многократного негативного опыта в школе. У ребенка развивается низкая самооценка, депрессия. Возможно развитие асоциального поведения.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/drugie/diskalkuliya.html

Дискалькулия у детей

Дискалькулия у детей - диагностика

Дискалькулия у детей – это специфическое расстройство развития школьного навыка, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук. Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Дошкольники позже начинают идентифицировать геометрические фигуры, размеры объектов. Школьники отстают в освоении учебных предметов, требующих работы с числами и расчетами. Диагностика проводится при помощи комплекса специальных проб. Программа коррекции составляется индивидуально, реализуется психологом или логопедом

Термин «дискалькулия» происходит из английского языка и переводится как «неумение, неспособность подсчитывать». Синонимичное название расстройства – математическая дислексия.

В МКБ-10 оно отнесено к категории специфических расстройств развития учебных навыков, часто сочетается с дислексией (специфическим нарушением чтения), СДВГ, бессонницей. Распространенность дискалькулии среди дошкольников и младших школьников составляет около 6%.

Мальчики и девочки в одинаковой степени подвержены данному нарушению. Симптомы наиболее развернуто проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, на эти периоды приходится пик диагностики.

Дискалькулия у детей - диагностика

Дискалькулия у детей

По этиологии расстройство навыка счета может быть генетическим, органическим или психогенным. Нередко оно формируется при воздействии сразу нескольких факторов. Установление ведущей причины является важной диагностической задачей, так как ее характер определяет направленность лечения и прогноз. Дискалькулия может быть обусловлена:

  • Наследственной отягощенностью. Установлено, что среди детей с трудностями освоения арифметических знаний большинство имеет родителя с таким же расстройством. Этот факт подтверждает наличие генетического фактора. Измененный ген в настоящее время не выявлен.
  • Негативным опытом обучения математике. Дискалькулия провоцируется принуждением к занятиям арифметикой, применением суровых наказаний за ошибки, напряженными и конфликтными отношениями между ребенком и учителем (родителем, воспитателем). Подобные проблемы способствуют возникновению стойкого страха, неуверенности в себе, замкнутости, негативного отношения к математике.
  • Органическими поражениями ЦНС. В основе расстройства могут лежать дисфункциональные нарушения головного мозга, искажающие процесс обработки зрительной информации, снижающие способность к восприятию пространственных отношений, установлению последовательностей. Причинами патологии становятся осложнения при беременности и/или в родах, внутриутробные инфекции и интоксикации (алкоголизм, курение, наркомания матери), перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, поражающие ЦНС.

Патофизиологической основой дискалькулии является нейронная дисфункция во внутритеменной борозде, недостаточность нейронной передачи во всей теменной доле, а также в прилегающих зонах – в префронтальной коре, поясной коре, задней части височной доли и субкортикальных зонах. Данные участки ответственны за восприятие символов (букв, цифр), понимание пространственных соотношений, умение совершать математические операции.

На уровне познавательных процессов при дискалькулии определяется когнитивный дефицит представления символической цифровой информации, проявляющийся трудностями при расшифровке арифметических примеров, обработке смысла и значения математических расчетов и условий задач.

Другими патогенетическими механизмами являются нарушение доступа к оперативной памяти на числа, снижение концентрации и функции распределения внимания, недостаточное развитие кратковременной памяти, функции планирования и контроля сложной (этапной) деятельности, недостаточная скорость обработки поступающей информации.

Дискалькулия характеризуется нарушением одного или нескольких процессов, обеспечивающих формирование счетного навыка. В зависимости от дефицитарности того или иного компонента выделяют пять видов расстройства, различающихся по симптоматике и требующих различных техник психокоррекции:

  • Вербальная дискалькулия. Свойственны трудности называния и восприятия математических категорий на слух. Дети относительно успешно справляются с письменными заданиями, но не могут ответить на устные вопросы.
  • Практогностическая дискалькулия. Ученики испытывают сложности при переводе абстрактных математических понятий в конкретные примеры и наоборот. Они могут оперировать категориями («сложение», «деление»), но им не дается сравнение наглядных объектов, переведение условий задачи в символическую схему.
  • Лексическая дискалькулия. При данном виде расстройства обнаруживаются проблемы чтения цифр, математических знаков, примеров, уравнений. Хорошо развито аудиальное усвоение понятий, но невозможно их понимание при самостоятельном прочтении.
  • Графическая дискалькулия. Затруднения возникают при необходимости написать математические символы. Дети могут использовать абстрактные понятия устно, но письменные работы даются тяжело.
  • Идеогностическая дискалькулия. Нарушена способность выполнять мысленные расчеты без использования символов – цифр, арифметических знаков. Пациентам необходима чувственная опора для решения примеров и задач (письменный расчет, использование палочек, рисование данных задачи).
  • Операциональная дискалькулия. Отмечаются проблемы письменного и устного выполнения арифметических операций. Ребенок может понимать числа, сравнивать их, но долго осваивает цифры (символические обозначения чисел) и математические знаки.

Расстройство навыков счета проявляется по-разному, зависит от вида нарушения и возраста ребенка.

Симптомы определяются уже в дошкольном периоде, когда формируются первые арифметические способности, максимально разворачиваются в младших классах, а без специальной коррекции сохраняются на протяжении средних, старших классов. Взрослые компенсируют дискалькулию, выбирая профессию и образ жизни, не связанные с математикой.

Дошкольники имеют проблемы с освоением прямого и обратного счета в пределах десятка, позже понимают, что такое числа. У них снижена способность измерять, сравнивать и классифицировать: не могут выбрать из двух яблок большее, посчитать количество карандашей и записать его цифрой.

Читайте также:  Можно ли мелатонин детям - польза и вред

Имеются проблемы распознавания математических символов – нет связи между графическим изображением числа и его словесным звучанием: «4» и «четыре». При дисграфических расстройствах дети ошибаются, копируя цифры с образца и записывая их под диктовку.

Нередко они путают внешне похожие символы (3 и 8, 6 и 9), отображают их перевернутыми или зеркальными. При вербальной форме расстройства выявляются ошибки идентификации чисел, схожих по звучанию при словесном предъявлении: малыши путают «девять» и «десять», «семь» и «восемь».

Недостаточность функции контроля и планирования обнаруживается как неспособность ребенка удержать инструкцию, произвольно остановить счет или начать его с определенной цифры. При порядковом счете числа дублируются, упускаются.

У учеников младшей школы имеются сложности распознавания арифметических символов. Они ошибаются со знаками «-» и «+», «». При мнестических расстройствах выявляется неспособность заучить и воспроизвести из памяти даже простые математические структуры, например, таблицу умножения.

Затруднено распознавание и перевод в математическую запись грамматических конструкций «меньше, чем», «меньше на», «меньше в», «больше, чем», «больше на», «больше в». Дети продолжают использовать наглядные предметы – пальцы, счетные палочки, карандаши – для счета и простых операций.

Им сложно запомнить правила выполнения расчетов, порядок действий. При нарушении восприятия пространства складывают и вычитают справа налево, в примере «7-3=» от трех отнимают семь.

Ошибаются при перенесении операций сложения и вычитания из горизонтального вида в вертикальный, путают колонки цифр местами при умножении «столбиком» и делении «уголком».

В средних и старших классах дискалькулия влияет на освоение алгебры, геометрии и смежных наук, где требуются арифметические расчеты.

Учащиеся нередко не понимают формулировки задач, не анализируют условия, не удерживают в уме данные, даже если имеется визуальная опора в виде текста или картинок. Проявляются сложности в установлении связей между понятиями, различении ключевой информации от второстепенной.

К общим симптомам относятся трудности распознавания даты и времени, составления бюджета, снижение ориентировочных способностей в незнакомой обстановке, неумение анализировать задачи и применять разные подходы и формулы для ее решения.

Не всегда доступно понимание графиков, формул, таблиц. Подростки плохо ориентируются по карте местности, не пользуются информацией на табло движения общественного транспорта.

Уровень развития математических способностей у детей имеет практическую значимость. В повседневной жизни людям приходится ежедневно оперировать математическими навыками, анализировать количество объектов, их размер и удаленность.

Счетная деятельность важна при дошкольной подготовке и в течение всей учебы в средней школе, профессиональных учреждениях образования. Отсутствие психолого-педагогической поддержки детей приводит к неуспеваемости по математике, физике, химии, черчению, информатике и по некоторым другим предметам.

Трудности освоения школьных программ способствуют снижению познавательного интереса ребенка, прогулам занятий, а в дальнейшем – к отказу от получения профессионального образования, трудоустройства.

Вопрос о необходимости обследования ребенка чаще всего возникает при подготовке к первому классу либо в начальной школе. За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам, логопедам.

Профессиональная диагностика и подтверждение диагноза осуществляются врачом-психиатром. Он проводит беседу, собирает анамнестические данные и уточняет жалобы.

Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца. Дополнительно психолог выполняет ряд специфических проб:

  • Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.
  • Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.
  • Перекодирование информации. Ученики среднего и старшего звена решают задачи, требующие переведения словесных конструкций («больше», «прирост на», «сокращение на») в математические схемы. Оценивается умение осуществлять сложные поэтапные операции, применять формулы, использовать дроби.

С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций.

Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР, педагогической запущенностью, задержкой речевого развития.

Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.

Помощь детям с расстройством математических навыков основана на психокоррекционных упражнениях, активирующих нейронные связи в специфических участках мозга. Занятия проводятся логопедами, педагогами-психологами. По необходимости врачи-неврологи и психиатры назначают прием ноотропов. Коррекционное воздействие осуществляется в трех направлениях:

  • Развитие пространственных функций. Для освоения арифметики необходим сформированный навык ориентировки в окружающем пространстве, умение устанавливать соотношения между объектами и их изображениями, оперирование понятиями высоты, глубины, ширины, длины, направления лево/право. Применяются задания с кубиками Коса, доски Сегена, игровые техники с определением направления движения и расположения объектов (внизу, вверху, впереди, позади, слева, справа).
  • Развитие речи. Умение словесно выражать мысль является важным условием устранения дискалькулии. Выполняются упражнения, ориентированные на увеличение запаса слов, освоение терминов математики, их правильное употребление. Вначале дети осваивают слова «больше», «меньше», «равно», наименования фигур, учатся классифицировать предметы, выделяя ведущие признаки. Затем изучают порядковый счет, практикуют включение в речь чисел.
  • Развитие способностей к арифметике. При положительном результате речевых занятий специалист переходит к обучению простым математическим действиям. Дети проговаривают и записывают выполняемые операции, воспроизводят их на наглядном материале, разбирают смысл задач, тренируются удерживать условия, подбирать логику решения. Постепенно вводится представление о составных частях целого, практикуется разделение предмета на элементы и складывание его обратно. Отрабатывается навык написания цифр, других мелких символов.

При своевременной коррекции дискалькулия преодолевается, ребенок начинает осваивать счет, простые операции и термины, его успеваемость в школе повышается. Для профилактики практогностической дискалькулии рекомендовано выполнение простых примеров, задач с озвучиванием действий, параллельным использованием наглядной опоры – рисунка, пальцев, счетных палочек.

Предупреждение графической дискалькулии включает тренировку мелкомоторных движений, координации «образ-движение руки»; вербальной дискалькулии – усвоение названий операций, практику их использования в беседе; дислексической дискалькулии – формирование представлений о цвете, форме, размере, задания на узнавание знаков и цифр; операциональной дискалькулии – освоение счета, вербальное использование специфических терминов.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/dyscalculia

Ребёнок не умеет считать и определять время? Возможно, у него дискалькулия

Третьеклассник боится математики и не справляется даже с элементарными заданиями. Его отец считает, что мальчик не старается и просит для него больше домашней работы. Сам ребёнок пытается понять, почему ему не даётся то, что с лёгкостью решают одноклассники. Но у этой ситуации есть простое объяснение — дискалькулия. Мы рассказываем, что это за удивительный диагноз.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Ещё с подготовки к школе у ребёнка были проблемы со счётом до десяти и сортировкой блоков по форме и цветам. В первом классе он не мог решить простые примеры на сложение и вычитание, хотя каждый вечер папа дополнительно занимался с ним математикой дома. Сейчас в его классе все работают над умножением и делением, а он до сих пор пытается понять принцип «больше-меньше».

Что такое дискалькулия

Дискалькулия — это расстройство математического обучения, которое иногда называют математической дислексией, хотя это вводит в заблуждение относительно природы заболевания. Дискалькулия до сих пор не признана окончательно, а страдающие от неё люди вынуждены годами бороться с собой без помощи, которая им необходима.

Люди, у которых наблюдается дискалькулия, лишены «чувства числа». Казалось бы, в чём сложность понять, что семь — это семь. Но это не так. Трудности возникают даже не только с восприятием чисел, но и с пониманием идеи «больше-меньше», особенно когда она складывается в математические знаки. Часто дискалькулию сопровождают проблемы в пространственном восприятии и ориентировании.

Предположительно 3-6% населения страдает от этого расстройства. Известно, что дискалькулия не устраняется полностью и, скорее всего, в равной степени встречается у мужчин и женщин. Есть предположения, что она может сопровождать некоторые генетические заболевания — синдром хрупкой Х-хромосомы, синдром Герстманна, синдром Тернера.

Как она проявляется

Часто дискалькулия совпадает с другими проблемами, например, дислексией и СДВГ. В любом случае, чаще всего первые признаки дискалькулии замечают именно учителя, особенно учителя начальной школы, поэтому им особенно важно понимать, что ребёнок не просто ленится, а у него действительно есть проблема.

Российские исследователи называют ряд общих признаков дискалькулии:

  • недостаточное знание состава числа, трудности с усваиванием правила образования числа;
  • несформированность количественных отношений чисел; автоматическое воспроизведение порядка следования чисел;
  • трудности установления отношения числа к его соседям;
  • затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел;
  • недостаточное владение математическим словарёем;
  • неправильное называние чисел;
  • неточное представление о графической структуре цифр;
  • элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а используют опору на внешние действия, «ручной» способ выполнения);
  • незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления;
  • преимущественно конкретный характер мыслительных операций.

Обычно при дискалькулии у дошкольников и учеников начальных классов появляются и даже после большой практики остаются проблемы со счётом до десяти. Создаётся ощущение, что они не понимают счёт как таковой. Вы просите их передать три карандаша, а они из раза в раз приносят вам целую кучу. Помимо этого они не понимают шаблоны и сортировку по какому-либо принципу.

В начальной школе дети с дискалькулией продолжают считать всё на пальцах, когда остальные уже складывают и вычитают в уме.

Также могут быть проблемы с восприятием математических знаков, например, они не понимают сути соединения через «+».

Они активно избегают любых игр, которые связаны с подсчётом или какими-то математическими операциями, а ещё им тяжело даётся визуально-пространственное представление чисел (числовые линии).

В средней школе все эти проблемы сохраняются, особенно заметны они в работе с коммутативным свойством или подстановкой. Помимо этого они плохо справляются с любыми формулами, что создаёт сложности с физикой и химией. Им непросто даются, например, задачи, когда надо совместить разное количество ингредиентов в разных количествах. Графики и диаграммы тоже становятся для них препятствием.

Вне класса у детей тоже появляются проблемы, которые связывают математику с повседневной жизнью. Например, с пониманием и ведением собственного бюджета. Они часто опаздывают и не справляются с управлением временем, часто путают право и лево.

Как диагностируют дискалькулию

«У меня абсолютно нет представления о времени. „Время летит“, „время тянется“ — я не понимаю всего этого. Мне очень сложно понять, как идёт время на аналоговых стрелочных и цифровых часах. В школе я научилась измерять время плейлистами — количество песен говорило мне, не опаздываю ли я.

Читайте также:  Вред курения и алкоголя, статьи о вреде курения

В магазинах я запомнила, что жёлтые этикетки говорят о сниженной цене или распродаже. Я иногда запоминаю даты, но нет никакой системы в том, что я могу запомнить.

Больше года у меня ушло на то, чтобы запомнить пин-код от своей кредитной карты, но я так и не запомнила день рождения моей мамы и никогда не могу вспомнить её возраст», — описывает свою жизнь Лин Ротман, страдающая от дискалькулии, в выступлении на TEDxVennelystBlvd.

Специалисты выделяют несколько подвидов дискалькулии. В графической детям сложно записать что-то, относящееся к сфере чисел и формул. В вербальной — сложно называть числа и символы.

Практогностическая дискалькулия характеризуется тем, что ребёнок не может абстрактно сосчитать предметы и распределить их по какому-либо признаку.

Лексическая дискалькулия — это непонимание арифметических функций.

Для диагностики дискалькулии можно сделать серию специальных тестов: от совсем простых до сочетания сложных, которые проводят специалисты, однако только тесты не могут стать исчерпывающими для постановки диагноза.

Обычно в работе с таким ребёнком участие принимают самые разные специалисты — психологи, логопеды, нейропсихологи, дефектологи. В ходе тестов специалисты часто просят описать семейную историю, заполнить общие опросники о сильных и слабых сторонах вашего ребёнка.

Желательно, если речь идёт о школьнике, чтобы в ходе диагностики был опрошен и учитель ребёнка.

Почему так важен учитель

Многие люди с дискалькулией при правильном подходе в итоге прекрасно справляются с математикой. Особенно важна роль учителя.

Во-первых, как и при любом другом расстройстве обучения, нужен правильный индивидуальный план. Педагог должен быть готов к гибкости, чтобы помочь ребёнку добиться успеха.

Важно не давить на ученика, давать ему больше времени на ответ, чем другим. Да, это сложно, особенно в ситуации контрольных и тестирования.

Часто помогает работа с конкретными примерами, соединяющими математику с реальной жизнью, использование наглядных пособий. Например, ребёнок может рисовать изображения.

Во время тестов полезно закрывать бумагой все задания, кроме одного, чтобы помочь ученику сосредоточиться.

Есть специальные пособия и перечни задач, которые помогают в коррекционно-педагогической работе с такими детьми, есть сообщества, где можно найти дополнительную информацию и разные пособия.

Парадоксально, но хорошие результаты даёт меньший объём домашней работы. Это кажется нелогичным, но практика, например, решения однотипных примеров в рамках одного домашнего задания упрощает задачу и лучше мотивирует ученика.

Важно не быть формалистом. Такому ребёнку иногда помогает калькулятор или прохождение тестов с открытым учебником. Важно сосредотачиваться больше на понимании идей, а не исключительно на запоминании. И пробуйте разные методы: числовые линии, цветное кодирование, интерактивные игры, математические манипуляции.

Конечно, роль родителя не меньше роли учителя. Специалисты рекомендуют изучать мультисенсорные методы обучения математике, которые вы потом можете использовать для занятий дома. Хорошую роль часто играют настольные игры, развивающие элементарные математические навыки. Разумеется, вам надо быть защитником собственного ребёнка и работать с его самооценкой.

Источник: https://mel.fm/razvitiye/4932786-dyscalculia

Дискалькулия в классе: что делать?

Дискалькулия, или математическая дислексия, наравне с дислексией и дисграфией является расстройством обучаемости. При этом дискалькулии уделяют меньше внимания, чем дислексии, и найти специалиста, который сможет провести грамотную коррекцию подобного расстройства, непросто. 

Что такое дискалькулия?

Дискалькулия — неспособность к изучению арифметики, обусловленная недостаточной активностью определенных участков головного мозга.

Может показаться, что дискалькулия — проблема менее серьезная, чем дислексия: трудности с чтением негативно отразятся на изучении любого школьного предмета, в то время как проблемы со счетом дадут о себе знать лишь во время занятий математикой или физикой. Однако к таким заключениям можно прийти лишь при весьма узком понимании дискалькулии.

Многолетнее изучение работы мозга у пациентов с таким нарушением помогло выявить недостаток нейронных связей в теменной доле, который отражается не только на способности считать, но и ведет к другим фундаментальным проблемам, влияющим на обучаемость.

Люди с дискалькулией с трудом фокусируют внимание на одном объекте, испытывают сложности с распределением внимания при работе над несколькими задачами, обладают плохой краткосрочной памятью, плохо запоминают имена и даты, с трудом ориентируются во времени и планируют собственное расписание.

При этом дискалькулики могут демонстрировать выдающиеся творческие способности и преуспевать в гуманитарных науках. 

Дискалькулия может быть самостоятельным расстройством, а может быть побочным, то есть может проявляться на фоне другого расстройства (например, дислексии); бывает как врожденной, так и возникшей из-за травмы.

Признаки и типы дискалькулии

Дискалькулия у разных людей может проявляться по-разному и в разной степени. Нельзя говорить о какой-то «стандартной» дискалькулии со «стандартными симптомами». Выделяют 5 типов этого расстройства:

  • Графическая − разновидность дискалькулии, которая заключается в том, что страдающий расстройством ребенок с трудом проводит параллели между математическим символом и его значением, испытывает затруднения при записи и прочтении чисел и математических знаков. Обнаружить у ребенка признаки этой дискалькулии может учитель начальных классов в процессе обучения арифметическому письму.
  • Лексическая − при этом виде расстройства ребенок не может правильно прочитывать используемые в математике символы. Минусы он путает с плюсами, тройки называет пятерками и т. д.
  • Практогностическая − выражается трудностями при подсчете предметов. Если на столе лежит, скажем, четыре яблока, ребенку с практогностической дискалькулией не удастся с ходу сказать, сколько перед ним яблок, на последовательный подсчет придется потратить время и силы.
  • Вербальная − ученики с вербальной дискалькулией испытывают затруднения с восприятием произнесенных вслух математических символов, терминов и т. д.
  • Операциональная − это неспособность выполнять различные математические действия: сложение, вычитание, умножение, деление и пр. При этом часто ребенок с этим типом дискалькулии может оперировать цифрами в пределах десятка − трудности возникают при решении задач с более крупными числами.

Чем раньше обнаруживается дискалькулия, тем легче она корректируется. Определить наличие расстройства у ребенка можно в начальных классах школы при обучении письму и основам счета. 

Приведем основные признаки дискалькулии:

  • Трудности и частые ошибки в написании цифр.
  • Ошибки при последовательном счете от 1 до 20.
  • Трудности при определении величин «больше» и «меньше», неразличение математических знаков, геометрических фигур.
  • Невозможность с ходу сосчитать небольшое количество предметов, которые находятся в поле зрения.
  • Ошибки в назывании цифр: ребенок может назвать, например пятерку восьмеркой.
  • Невозможность правильно определять время, пользоваться часами, ориентироваться во времени, из-за чего частыми становятся опоздания и превышение времени на выполнение заданий.

Любой из этих признаков может свидетельствовать о наличии дискалькулии, подтвердить которую поможет дефектолог. Коррекцией математической дислексии занимаются логопеды-дефектологи, психологи, неврологи.

Что делать, если дискалькулия подтвердилась?

Обнаружение дискалькулии — новость не из приятных. И все же мировой опыт показывает, что с этим расстройством можно успешно обучаться школьным дисциплинам, в том числе математике. Важно, чтобы ребенок как можно раньше начал заниматься с логопедом и неврологом по индивидуальному плану, который будет зависеть от того, какой тип дискалькулии обнаружен.

В школе ребенку с дискалькулией очень важна чуткость и поддержка учителя. 

Приводим несколько правил, которые помогут педагогу сделать уроки для ученика с математической дислексией более комфортными:

Позволяйте пользоваться вспомогательными материалы и инструментами

Разрешайте детям совершать подсчеты с помощью калькулятора, заглядывать в таблицы-подсказки, акцентируйте внимание на том, что важно понимать смысл изучаемого, а не зазубривать материал (зубрежка не под силу детям с расстройством счета).

Придерживайтесь постоянной структуры уроков

Дискалькуликам сложно ориентироваться во времени и пользоваться часами. У этого непонимания времени могут быть самые негативные последствия: ребенок постоянно опаздывает, не справляется с задачами в срок, испытывает тревогу.

Регламентированная структура урока помогает ему легче ориентироваться во времени. Допустим, четверть вашего урока всегда будет отводиться на проверку домашнего задания, другая четверть — на изучение теоретического материала, третья — на практику, а четвертая — на повторение материала.

В этом случае ученик с дискалькулией постепенно начнет чувствовать время лучше.

Обращайтесь к творческим практикам

Дискалькуликам сложно найти общий язык с цифрами, символами, различными знаковыми системами, при этом они могут мыслить образно.

Старайтесь почаще обращаться к иллюстративному материалу, разбавляйте уроки творческими практиками (лепкой, рисованием, конструированием), которые развивают мелкую моторику (а это, в свою очередь, оказывает позитивное влияние на формирование соответствующих нейронных связей) и снимают стресс, без которого редко обходится учебный процесс.

Продумайте систему оценивания работ

Оценивая работу ученика с дискалькулией, не принимайте во внимание ошибки в подсчете — это лишь снизит мотивацию ребенка. По возможности, старайтесь избегать категоричного оценивания.

Проверяйте тетради, используя разные цвета: подчеркивайте те места, в которых ученик демонстрирует правильное или неординарное мышление.

Вы увидите, что при таком подходе ваши ученики, даже самые проблемные, удивят и порадуют успехами. Главное — не переставать в них верить.

Комбинируйте методы обучения

Сочетайте разные способы объяснения материала, комбинируйте аудио- и видеопрезентации с живыми экскурсиями, лабораторные работы в парах с самостоятельным изучением материала.

Вы никогда не сможете узнать заранее, какой конкретный метод подойдет вашему ученику. У дискалькулии нет стандартных форм проявления, а значит, нет и стандартных методов справиться с ней.

Любое «педагогическое ружье» может внезапно выстрелить. Главное — не переставать пробовать.

Играйте, играйте и еще раз играйте

Игра — самый эффективный способ обучения людей всех возрастов. Не забывайте проводить развивающие игры с детьми и подростками.

С одной стороны, игра помогает детям снять эмоциональное напряжение, с другой — в игровую форму можно интегрировать математическую задачку, над которой придется поломать голову.

Попробовать как можно быстрее сосчитать, сколько в классе девочек с именем на «А»; командой из 10 человек без слов образовать круг, треугольник или квадрат; сыграть в считалочку, произнося вслух все числа, кроме тех, которые кратны трем.

Вариантов может быть так много! Главное — не переставать искать.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b6ad6c2bd216300a80d4eb9/5d087ac5aaec0c00b0cb9f70

Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения

Нарушение появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Выглядит как неумение оперировать математическими категориями, непонимание сути арифметических операций, понятий «число», «сумма» и т.п.

Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные.

Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека.

Читайте также:  Стали очень чувствительными зубы - что делать

Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития.

Примерно 10% школьников страдают от той или иной формы дискалькулии. Не все родители знают, что при своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.

Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, а также стать причиной низкого социального статуса школьника.

У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно мощное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.

Причины появления нарушения

К развитию патологии приводят:

  • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
  • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
  • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.

У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга. К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы. Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

  • нарушение в обработке зрительной информации;
  • пониженная концентрация внимания;
  • нарушение логического мышления;
  • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Симптомы проблемы

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры.

Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые.

Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

  • сложности с различением и написанием цифр;
  • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
  • нарушения координации тонких движений;
  • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
  • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
  • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
  • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
  • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может.

Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением.

На видео ниже данный аспект описан достаточно полно:

Формы дискалькулии

Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
  • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
  • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
  • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

Тестовые задания для диагностики

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

  • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
  • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
  • сравнить два числа;
  • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
  • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
  • проанализировать схему тела человека;
  • определить направление вправо-влево.

После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

Как проводится коррекция дискалькулии

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам.

После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий.

Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

Способы профилактики

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком.

Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов.

Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий.

Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму.

Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/diskalkuliya/

Ссылка на основную публикацию