Признаки суицидальных наклонностей у детей и подростков, депрессия

Признаки суицидальных наклонностей у детей и подростков, депрессия

Известно, что суицидальная активность (насильственное прекращение жизни) приходится на старший подростковый возраст (14-16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды — это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. При этом отнюдь не является редкостью коллективные самоубийства, образовавшийся или группой подростков одновременно, или одним вслед за другим (так называемые «скопированы» самоубийства, в основе которых лежит механизм подражания и внушаемость) .

Признаки суицидальных наклонностей у детей и подростков, депрессия

Подростковый возраст является самым сложным, противоречивым периодом личностного становления. Меняется социальный статус подростка, расширяются и интенсифицируются его контакты, происходит относительное освобождение от опеки родителей, пересматриваются убеждения и представления, формируется новое мировоззрение и тому подобное.

В мотивационной сфере личности главной становится потребность в общении со сверстниками, усвоение ценностей и норм подростковой среды. Стремление быть независимым от родителей реализуется в диапазоне от отстаивания своих убеждений к побегам из дома.

Обостряются особенности характера, его акцентуации. Ведущий интерес подростка к моральной проблематике определяет различные аспекты общения и направленность поведения личности. В старшем подростковом возрасте индивид выходит на уровень общения с обществом.

Появляются новые авторитеты, которые подросток находит не только в среде непосредственного общения, но и в прессе, кино, литературе.

К себе он начинает относиться с общественной, социальной точек зрения, ищет свое предназначение в мире, а его внутренний мир, постоянно усложняясь, отмежевывается от любых, иногда даже доброжелательных, внешних воздействий.

В этом возрасте личность достигает вершин внутренних и внешних противоречий. Провоцируют их различные факторы. Они могут либо стимулировать, фиксировать развитие, или нивелировать, обесценивать или разрушать достигнутое на предыдущих этапах, усложнять процесс становления личности.

Такая их действие опасна, поскольку может привести жизненные кризисы, катастрофы личности, вызывая проявления деструктивных форм поведения (наркомания, алкоголизм, преступность, суицид и т.д.

) подростков характеризует стремление к познанию мира и себя, попытка самоутвердиться в группе, стремление суверенитета от взрослых, острое переживание групповой идентичности, а также идеализация жизни, поиск идеала и тому подобное.

Фрустрация этих потребностей подростка провоцирует у него различные стрессовые и депрессивные состояния, которые могут привести к кризису, потерю смысла бытия, повышает риск суицида.

Сложной является проблема мотивации самоубийств подрастающего поколения. Нет единства во взглядах на нее и среди ученых.

В основном подростковый суицид обусловлен возрастными психологическими особенностями, среди которых доминируют эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость, инфантилизм.

Среди подростков чаще встречаются суицид-протест и суицид-призыв, реже — суицид-самонаказанию и суицид-отказ.
Е. Вроно отмечает, что большинство суицидентов словно бы выставляют перед собой «предупреждающие знаки».

Вот их признаки:
1) ухудшение успеваемости. Многие ученики, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко падает;
2) внешний вид.

Несовершеннолетние, оказавшихся в кризисной ситуации, неопрятные, они ходят в мятой и грязной одежде и, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят на окружающих;
3) снижение активности. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили.

Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно;
4) стремление к одиночеству. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат.

5) тяжелая потеря. К мыслям о самоубийстве может подтолкнуть смерть близких: родителей или братьев и сестер. Некоторые подростки вообще не могут себе представить, как они будут жить дальше без отца или матери, брата или сестры;

6) приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки раздают свои любимые вещи, другие считают это необходимым перед смертью «привести свои дела в порядок».

Суицидальная активизация современных подростков связана с переоценкой ориентаций и идеалов, снижением уровня саморегуляции поведения, повышением тревожности и тому подобное. Ценностные ориентации стали более приобретать индивидуалистического (преимущественно материального) направления.

Снижение уровня саморегуляции поведения современных подростков связано с «двойной моралью» и когнитивным диссонансом, трудностями в удовлетворении потребности в персонализации и тому подобное.

Пребывание в условиях двойного кризиса (возрастной и социальной) нагнетает личностную тревожность подростков.

Усиливают ее дезадаптацийний и деструктивный влияния окружения, неблагоприятные условия в ведущих институтах социализации молодежи (семье, школе, внешкольном среде).

Признаки суицидальных наклонностей у детей и подростков, депрессия

В семье неблагоприятные условия связаны с педагогически неоправданной родительской взаимодействием с ребенком, эмоциональным неблагополучием и конфликтными отношениями, низким образовательным уровнем родителей, неполным составом семьи, примитивным информационно-коммуникативным полем, аморальной или асоциальным направленностью семьи и тому подобное.

В школе они проявляются в неудовлетворенности обучением и социально-психологической атмосферой, в неблагоприятном социально-психологическом климате ученического и учительского коллективов, статусе и роли подростка.

Неблагоприятными факторами внешкольного окружение фрустрирован потребность самоутверждения среди сверстников, недоразумение с ними, групповая изоляция, разрыв эмоциональных отношений с другом или подругой и т.д.

Все эти обстоятельства обусловливают сложные проявления поведенческой дезадаптации и личностной деформации в подростковом возрасте.

С отчуждением ребенка от семьи, школы растет референтная значимость неформальных групп и объединений, которые становятся для нее главным и часто единственным средой реализации потребностей.

Если такая группа организована вне общественно полезной деятельностью (праздное времяпрепровождение, употребление алкоголя и т.д.), она становится ведущим институтом десоциализации подростка.

По данным исследований, один из суицидальных пиков приходится на подростковый возраст. Выявления депрессивных расстройств у детей и подростков связано со значительными трудностями, обусловленными своеобразием клинических проявлений, связанных с возрастом. Источник.

Прочитанная статья была полезна для вас? Ваше участие и материальная помощь способствуют развитию проекта! Введите любую приемлемую для вас сумму и форму оплаты в таблицу ниже, затем вы будете перенаправлены на сайт Яндекс.Деньги для безопасного перевода.

Источник: http://magbell.ru/depressiya-suitsid-u-podrostkov/

Суицидальное поведение детей и подростков

Признаки суицидальных наклонностей у детей и подростков, депрессия

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование. Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений.

Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств.

Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Признаки суицидальных наклонностей у детей и подростков, депрессия

Суицидальное поведение детей и подростков

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Существует три основные концепции патогенеза суицидального поведения детей и подростков.

Согласно психопатологической теории, самоубийцы являются психически больными, суицидальные действия рассматриваются как проявления обострений психических расстройств.

В настоящее время попытки самоубийства относятся к области пограничной психиатрии, изучающей психопатические расстройства, реактивные состояния при акцентуациях характера.

Социологическая концепция как основу суицидального поведения рассматривает нарушения социальной интеграции. Целью попыток самоубийства является восстановление взаимоотношений с окружающими.

Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные, личностные особенности, поведенческие паттерны. Суицид побуждается негативными чувствами – страхом, гневом, озлобленностью, стремлением наказать себя либо окружающих.

Группа повышенного риска – впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые дети и подростки.

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности.

Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения.

Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна.

Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями.

Читайте также:  Как лечится поликистоз яичников

Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества.

Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью.

Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

Суицидальное поведение, не закончившееся смертью, осложняется различными соматическими заболеваниями. Диагностируются тяжкие травмы, увечья, порезы, повреждения пищевода, трахеи, гортани, нарушение работы почек, печени, переломы шейных позвонков, ребер, костей рук, ног.

После попыток суицида пациенты в первую очередь нуждаются в госпитализации в стационары соматического профиля. Полученные повреждения приводят к инвалидности, ограничениям дальнейшей жизни.

Со стороны психического здоровья частым осложнением становится психопатологическое развитие личности, сопровождающееся высоким риском социальной дезадаптации.

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа. Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения – методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

По особенностям развития суицидального поведения выделяют три этапа: суицидальных тенденций, суицидальных действий, постсуицидального кризиса. Такое разделение учитывается при подборе лечебных мероприятий:

  • Предсуицидальная фаза. Основным способом лечения является психотерапия, медикаментозная коррекция депрессии. Используются когнитивные методы, так как проблема концентрируется в плоскости мыслей, идей, убеждений. С помощью логического обоснования, когнитивного переструктурирования прорабатываются идеи о безнадежности будущего, бессмысленности настоящего, отсутствии понимания, поддержки. Ошибочные суждения проблематизируются, ставятся под сомнение. Подросток научается обнаруживать, останавливать негативные автоматические мысли. Проводится психологическое консультирование родителей, обсуждаются варианты взаимодействия с ребенком, способы реагирования на его замкнутость, эмоциональность. Подчеркивается важность ненавязчивого контроля над действиями.
  • Острая фаза. Начинается сразу после попытки самоубийства. Требует неотложной медицинской помощи, госпитализации. Помещение в стационар обеспечивает строгий контроль приема медикаментов, предупреждает возможность повторных попыток самоубийства (нет средств, ребенок всегда под наблюдением персонала). Препараты подбираются психиатром с учетом основного диагноза (депрессия, биполярное расстройство), клинической картины острого периода. Психотерапевтическая поддержка наиболее эффективна в первые дни, когда ребенок эмоционально уязвим, принимает помощь, что служит основанием для доверительных, устойчивых отношений с психотерапевтом. На первом этапе происходит эмоциональная разгрузка, обсуждаются причины случившегося, альтернативные пути разрешения проблем. Затем ребенок/подросток посещает групповые занятия, стимулирующие социальную активность.
  • Постсуицидальная фаза. Пациента переводят на амбулаторное лечение. Контроль над поведением необходим, но осуществляется родителями, родственниками. Основная задача – предотвратить последующие попытки самоубийства. С этой целью психотерапевтами используется метод «подписание договора» – утверждается срок, в течение которого подросток обязуется не предпринимать попыток. Документ подписывается обеими сторонами. Параллельно продолжается прием медикаментов, посещение групповых встреч, индивидуальных сеансов, направленных на устранение депрессии, восстановление социальной активности.

Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей.

Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам.

При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях – психиатра.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/suicidal-behavior

6 признаков, которые помогут заподозрить депрессию и склонность к суициду у подростка (и что с этим делать)

Ребенку просто грустно? Или он впал в тяжелую депрессию? Как определить его истинное состояние? Разбираемся вместе с экспертом Мариной Хандюковой

Фото: Александр Ощепков / НГС

17 октября в одной из новосибирских школ покончила с собой ученица. Девочка, по словам школьников, отпросилась с урока, а через некоторое время её нашли в туалете. О случившемся детям сказали на перемене, затем всех отпустили домой. Что стало причиной такого поступка — сейчас разбираются следователи.

Журналист НГС Анна Богданова поговорила с педагогом-психологом, специалистом Центра психолого-педагогической помощи молодёжи «Вита» Мариной Хандюковой о том, как вовремя определить у ребёнка депрессию и склонность к суициду.

Потеря интереса к привычным занятиям

Ребенок чем-то увлекался, что-то делал, а потом внезапно перестал. Теперь большую часть времени проводит в одиночестве, часто не выходит из комнаты и не идет на контакт.

Несмотря на то что смена интересов — характерный признак подросткового возраста, так как начинается перестройка личности, все равно важно обратить внимание на то, что это резкая смена его состояния.

Выяснить это можно в том числе в разговоре с педагогом или тренером. Иногда ребёнок обманывает, говоря, что идёт на занятия, а сам прогуливает.

Резкая смена типа поведения

Когда периоды отчаяния, пассивности, безразличия сменяются бурной деятельностью. Это может быть признаком психической неустойчивости. В период упадка это может привести к негативным последствиям.

Перестаёт контактировать с друзьями

У ребёнка не было недостатка друзей и общения, но в один момент он резко сокращает время общения с ними. Вряд ли он это прокомментирует, скорее всего, ответит односложно или вообще оставит вопрос без внимания. 

Резкая перемена в поведении по отношению к родителям

Причем как в ту, так и в другую сторону. Например, ребёнок общался агрессивно, раздражённо, огрызался с родителями. А потом резко начинает общаться спокойно и даже приветливо. Это тоже может быть звоночком, что что-то не так.

Безразличие к общественным и социальным нормам

Например, ребёнок говорит: «Мне всё равно, я могу теперь делать всё что захочу, всё равно умру, мне плевать». То есть для него становятся абсолютно неважными всякие нормы. Тревожный признак, когда это резкие, неожиданные перемены в поведении школьника.

Ранние пробуждения

Ребенок может проснуться в 4–5 утра, даже если накануне поздно лёг. Как правило, в это время подростки выходят в социальные сети, поэтому момент можно до какой-то степени отследить.

И что со всем этим делать?

По словам Марины Хандюковой, самый уязвимый возраст для подростков — 13–15 лет. На этот период приходится гормональный пик, когда подросткам интересны различные переживания, в том числе их привлекает тема смерти.

— И это не нужно оставлять без внимания. Если есть доверительные отношения, стоит поговорить об этом. Например, рассказать про то, как вы сами переживали эти моменты, — предлагает психолог.

Также, отмечает эксперт, тревожность у многих подростков появляется, когда родители очень требовательны к успеваемости в школе. В этом случае ребёнок сильно боится родительской реакции на плохие оценки. Самый тревожный признак не тогда, когда он показывает свои негативные эмоции при получении двоек, а когда начинает скрывать от родителей неудовлетворительные оценки.

Как отличить отчаяние от манипуляции? И как на это реагировать?

В некоторых случаях, приводит пример Марина Хандюкова, поведение ребёнка объясняется не столько депрессией и склонностью к суициду, сколько манипуляцией.

— Даже если родитель застал ребёнка с бритвой в ванной, это не говорит о том, что может произойти что-то страшное, — объясняет психолог. — Это может быть самоповреждающее поведение, призванное либо привлечь внимание, либо справиться со своим состоянием. Как правило, подростки, которые решают уйти из жизни, не говорят об этом, не демонстрируют.

Тем не менее, подчеркивает она, такое поведение тоже нельзя игнорировать, но при этом не стоит показывать свой страх и ругать ребёнка.

— Это призыв внимания родителей, — считает психолог. — Важно сохранять спокойствие, насколько это возможно. Есть техника — отзеркаливание. Когда ребенок в эмоциональном состоянии говорит: «Вы меня не любите, я пойду и прыгну».

Тут можно сказать: «Тебе кажется, мы тебя не любим, и ты хотел бы так поступить». Это создает атмосферу принятия, когда родители не давят и не контролируют. Тогда у ребенка снижается тревожность и снижается эмоциональный накал.

Уже после снятия острого состояния можно начать разбираться.

Как правильно говорить с подростком?

По словам психолога, отдельно взятый признак может не говорить о том, что ребёнок в депрессии, но в любом случае это повод для родителей присмотреться к его поведению и, возможно, изменить тактику.

— Что бы ни происходило, родитель не должен заводиться в ответ и поддаваться на провокацию. Бывает так, что ребёнок грубит, родитель начинает говорить: «Как ты со мной разговариваешь?». Говорят: «Ты мне так, значит, и я тебе так», — приводит пример диалогов Марина Хандюкова. — Но родитель всё равно в позиции сверху.

Нужно принимать любые эмоции ребёнка — злость, агрессию: «Я вижу, что ты сейчас расстроен. Если ты не хочешь со мной общаться, можешь побыть в одиночестве». Можно говорить о своих чувствах, говорить что-то позитивное: «Я уверен, что ты справишься, я готов оказать поддержку».

То есть видеть какую-то благоприятную перспективу в будущем.

Источник: https://ngs.ru/more/66274600/

Первая помощь при выявлении у ребенка склонности к суицидальному поведению

Большинство попыток самоубийств у взрослых являются следствием серьезных психических расстройств — глубокой депрессии, шизофрении, биполярного расстройства, деменции, психопатии и других психических патологий.

У подростков попытки суицида чаще всего бывают спровоцированы желанием привлечь к себе внимание.

Независимо от того, что заставило человека задуматься о суициде, стремление наложить на себя руки происходит не сразу: им всегда предшествует определенный период времени, в который поведение человека из обычного становится суицидальным.

Суицидальное поведение отличается следующими признаками:

  • Несвойственная ранее усталость, вялость, безразличие или внезапное спокойствие.
  • Хронические нарушения сна, бессонница, потеря аппетита, психологические проблемы.
  • Тревожность, агрессия, страх, нарушение психологического равновесия.
  • Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
  • Разговоры о суицидах и о смерти, повышенный интерес к случаям суицида, посещение сайтов с описаниями самоубийств.
  • Употребление алкоголя или наркотиков.
  • Приобретение средств, которыми можно совершить суицид (огнестрельного оружия, медикаментов и т.п.).
  • Предыдущие или недавние попытки совершения суицида.
  • Случаи суицида в семье или в близком окружении.
  • Наследственная предрасположенность к депрессии или психическим расстройствам.
Читайте также:  Бельмо на глазу, симптомы и лечение

Психологическая помощь при суицидальном поведении

Своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении поможет не только предотвратить суицид и сохранить жизнь пациенту, но и выяснить причины, вызвавшие такое поведение.

Если вы заметили в поведении кого-то из ваших близких психологический дисбаланс, описанные выше признаки или другие психологические отклонения, не теряйте времени и срочно обращайтесь за психологической помощью к психотерапевту.

Чем раньше вы обратитесь за консультацией, тем легче и быстрее можно будет скорректировать поведение пациента и вернуть его к нормальной жизни.

Психологическая помощь специалиста в данной ситуации заключается в ранней диагностике психосоматических заболеваний, нервно-психических расстройств и психических отклонений, обуславливающих суицидальные мысли и поступки, выяснение причин, которые могут привести к суициду, коррекция выявленных расстройств и связанных с ними психологических проблем с поведением.

Суицидальный риск бывает особенно высоким в тех случаях, если в прошлом пациент уже проходил лечение от психического заболевания, если у него раньше уже были намерения суицида или в прошлом он когда-либо отказался от лечения психиатрического заболевания или прервал его. Риск возрастает также при рецидивах психического заболевания и критических перемен в жизни такого пациента.

Суицидальное поведение подростков

Особенно важна своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении подростков.

Нельзя забывать, что в подростковом возрасте психологические мотивы, толкающие подростка к самоубийству, могут быть совершенно незначительными с точки зрения взрослых и абсолютно неадекватными относительно размера проблемы.

Такие «трагедии» как двойка и угроза наказания за нее, жестокая шутка или издевательство сверстников, запрет родителей на дружбу с каким-то определенным человеком или на пользование интернетом могут резко изменить поведение подростка и привести его к импульсному решению совершить суицид.

Оценить тревожные психологические отклонения в детском и подростковом возрасте без помощи психологом или психотерапевтов довольно сложно: дети часто смешивают игру и реальную жизнь, и суицидальные намерения могут остаться незамеченными.

Нужно помнить, что в группу риска входят подростки из неблагополучных семей, дети с эмоциональной неустойчивостью и повышенной внушаемостью, склонные к импульсивным и необдуманным поступкам, а также подростки, употребляющие алкоголь, наркотики и другие токсические вещества.

Склонность родителей к депрессиям, психозам и другим психическим расстройствам также повышает вероятность суицида у подростка. Плохие отношения с родителями также увеличивают вероятность появления суицидальных настроений. Есть и еще один важный фактор, провоцирующий у подростков психологическую неуравновешенность и опасные психологические изменения — это интернет-зависимость.

Если подросток практически перестал общаться с «реальными» друзьями и целыми днями сидит в интернете, это очень тревожный сигнал. Интернет-зависимость сродни наркотической зависимости и также может довести подростка до непоправимой трагедии.

Есть один очень важный момент: зачастую подростки воспринимают смерь нереально — не как конец жизни, а просто как переход в другое состояние, как сон, после которого можно проснуться и снова вернуться к жизни.

Есть и еще один важный фактор, с которым необходимо считаться: суицидальное поведение у подростков заразительно.

Если кто-то из молодежных кумиров, друзей или знакомых совершает суицид, это часто провоцирует всплеск суицидальных настроений у целой группы молодежи, и в результате может произойти целый ряд трагедий, обусловленных групповым поведением.

Если подросток начинает проявлять агрессию, замыкается в себе, теряет аппетит или перестает следить за своей внешностью, если он слишком долго сидит в интернете — это признак того, что пора обратиться к помощи психолога.

Опасными признаками являются также нелюдимость подростка, отсутствие у него друзей, правонарушения, участие в неформальных группировках, неосознанные стремления причинить себе боль (грызет ногти и пальцы, выдергивает волосы, часто появляются порезы, царапины и ушибы), а также склонность к безрассудному риску — например, чрезмерное увлечение экстремальными видами развлечений.

Осложнить ситуацию может сложная обстановка в семье (развод родителей, появление отчима или мачехи, конфликты между родителями или близкими родственниками и т.п.).

Признаки того, что у подростка начинает формироваться суицидальные наклонности, могут быть следующими:

  • Пассивность и безразличие к происходящему.
  • Низкая самооценка, неудовлетворенность собой, своим положением среди сверстников и своим внешним видом.
  • Неумение найти себе интересное занятие или увлечение.
  • Психологические или эмоциональные нарушения: неуравновешенность, агрессивность, импульсивные поступки, психологический дисбаланс
  • Психические нарушения: депрессии, навязчивые идеи, фобии и т.п.
  • Мрачные настроения, трагические мысли, разговоры о смерти, повышенный интерес к смертям и трагедиям в кино, литературе и новостях.
  • Негативная оценка настоящего и пессимистические настроения относительно будущего
  • Социальное отторжение (отсутствие друзей в школе, плохие отношения с родителями, издевательства сверстников и т.п.).
  • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость.
  • Прием наркотиков, «спайсов», каких-либо токсических веществ или алкоголя.

Необходимо помнить, что истинную глубину проблемы может оценить только специалист, поэтому при появлении тревожных признаков у подростка не следует терять время и нужно срочно обратиться к помощи психолога. Психолог определит степень риска суицида у подростка, сориентирует его на поиски выхода из создавшейся сложной ситуации или поможет изменить отношение к тем проблемам, которые решить невозможно.

Если случилась очень острая ситуация, единственным выходом из которой подросток считает уход их жизни, то в этом случае необходима экстренная консультация психотерапевтов или психиатров, которая может потребовать психотерапевтического или медикаментозного лечения. Своевременное оказание медицинской помощи поможет не только предотвратить трагедию, но и вернуть пациента к нормальной полноценной жизни.

Попытка суицида: психологическая помощь пациенту

Профессиональная помощь суициденту — пациенту, совершившему попытку суицида — должна оказываться в экстренном порядке и включать несколько этапов. Наиболее эффективным методом выведения пациента из критического состояния являются индивидуальные беседы с психотерапевтом, который всесторонне займется психологическими проблемами пациента.

На первом этапе психологической помощи целью психотерапевта является установление эмоционального контакта с пациентом и предоставление ему возможности выговориться.

Как правило, после неудачного покушения на самоубийство пациент охотно изливает свои чувства в длительном монологе, после чего его состояние становится более спокойным, и психотерапевт может перейти к следующему этапу помощи — выяснению причин, которые послужили пациенту поводом для глубокого психологического кризиса.

На этом этапе задача психотерапевта состоит в том, чтобы увести пациента от суицидальных мыслей, избавить его от ощущения безысходности, поднять его самооценку и убедить его в том, что все его психологические проблемы и тяжелое эмоциональное состояние — явление временное, и все трудности, с которыми он столкнулся, преодолимы, а его уход из жизни не решит проблем, но станет тяжелым ударом для родных и друзей. После того как психотерапевт убедит пациента в том, что все его психологические проблемы преодолимы, начинается следующий этап помощи — выработка мер для преодоления кризисной ситуации.

На этом этапе психотерапевт помогает пациенту уделить особое внимание психологическим проблемам, поверить в свои силы и составить план преодоления проблемной ситуации.

Конструктивный пошаговый план дальнейших действий, которые можно предпринять вместо самоубийства, поможет суициденту эффективнее преодолеть возникшие психологические проблемы и быстрее найти выход из неразрешимой, по его мнению, ситуации.

Когда при помощи психотерапевта состояние пациента изменится с пассивного бездействия на попытку самостоятельного решения проблемы, психотерапевт будет всячески поддерживать.

Источник: https://infourok.ru/user/lebedeva-ekaterina-aleksanrovna/blog/pervaya-pomosch-pri-viyavlenii-u-rebenka-sklonnosti-k-suicidalnomu-povedeniyu-33185.html

Врач-психиатр: подростковый суицид можно предотвратить

Подросток пребывает в депрессии и отказывается вести активную социальную жизнь. Стоит ли в данном случае бить тревогу родителям, которые опасаются возникновения у ребенка суицидальных мыслей?

Ни для кого не секрет, что подростки склонны впадать в крайности: сегодня они бунтари, доказывающие окружающим свою правоту, а завтра — депрессивные личности, рефлексирующие без особой надобности. Почему юноши и девушки говорят о суициде, как отличить браваду от серьезного эмоционального дисбаланса и как помочь сыну или дочери, которые испытывают жизненные трудности?

На вопросы портала Рамблер/Семья отвечает доктор медицинских наук, заведующий кафедрой Российского национального исследовательского медицинского университета, главный врач и основатель Центра душевного здоровья «Альтер» Андрей Шмилович.

Андрей Аркадьевич, считается, что в подростковом возрасте каждый второй ребенок думает о суициде. Так ли это?

Подростковый возраст — особенный период в жизни каждого человека, характеризующийся глобальной физиологической перестройкой организма, окончательным становлением характера, мировоззренческих установок, морали и многих других индивидуальных черт личности.

Совершенно естественно, что в это время, когда «градус чувств» становится максимальным, а их возникновение и трансформации зависят от малейших колебаний внешней среды, очень часто появляются и реализуются такие мысли, которые в другом возрасте априори относят к психопатологическим.

Можно много размышлять и философствовать о так называемых непатологических суицидах, однако по всем естественнонаучным биологическим канонам покушение на собственную жизнь — это отклонение от природного естества. К сожалению, именно подростки являются наиболее уязвимыми в данном вопросе.

Именно в этом возрасте подавляющее число людей угрожающе близко подходят к границе между нормой и патологией, в связи с чем статистика суицидов наиболее неблагоприятна среди подростков.

Однако современная психиатрия и клиническая психология в состоянии сохранить жизни многих заблудившихся в этом возрасте душ.

8 способов превратить пассивного подростка в активного

Нейропсихолог: школа предъявляет к детям не те требования

Как у ребенка возникают подобные страшные мысли? Вероятно ли, что суицидальные наклонности передаются по наследству?

Давайте все-таки называть этого человека не ребенком, а подростком. В общении с людьми этого возраста необходимо очень осторожно и тщательно подбирать каждое слово. Иногда обращение к подростку как к ребенку становится достаточным основанием для импульсивной эмоции и суицидальной мысли.

Причины суицидальных тенденций столь разнообразны и порой неожиданны, что их классификации в суицидологической литературе занимают десятки страниц. Здесь и пресловутые детско-родительские отношения, и неразделенная любовь, и ревность, и месть, и отчаяние, и гордость, и целая палитра сложных многогранных чувств и мотиваций, ежедневно возникающих в душах подростков.

Конечно, дело не обходится только психологическими факторами. Много подростковых суицидов происходит в болезненных психопатологических состояниях.

Особенно часто это случается, когда окружение подростка, включая его врачей и психологов, не видит патологических отклонений или своевременно не диагностирует ту или иную психическую болезнь.

Иногда это происходит из-за того, что подростки и их родственники боятся или стесняются обратиться к психиатру из-за известной стигматизации или по причине психолого-психиатрической безграмотности.

О наследственной отягощенности суицидами можно говорить лишь косвенно, имея в виду те патологические случаи, когда по наследству передается суицидоопасная депрессия, а не собственно суицидальные наклонности.

Читайте также:  Стали очень чувствительными зубы - что делать

В каком возрасте для подростка наиболее характерны суицидальные мысли? Кто склонен думать о самоубийстве чаще: мальчики или девочки?

Если мы говорим о подростковом возрасте, то это 12-17 лет. Гендерной разницы в склонностях к таким мыслям нет. Юноши и девушки отличаются лишь формой этих идей, их содержательным, эмоциональным, речевым и поведенческим оформлением, а также мотивами.

Как родителям выявить у сына или дочери суицидальные наклонности? Назовите несколько очевидных признаков.

Истинные суицидальные наклонности, о которых не кричат на каждом углу и, как правило, скрывают, выявить крайне трудно как родителям, так и опытным психиатрам-суицидологам.

Хочется порекомендовать родителям больше времени посвящать своим детям, достигшим подросткового возраста, стремиться к компромиссным решениям в сложных конфликтогенных ситуациях, быть максимально терпимыми к резким и порой оскорбительным репликам в свой адрес, сохранять высокий уровень доверия и постоянно демонстрировать свою любовь и сопереживание в отношении тех эмоциональных коллизий, которые могут стать причиной суицидальных мыслей.

Очевидными признаками суицидальных тенденций являются неестественные улыбки с горькой самоиронией на лицах отчаявшихся подростков.

О высоком суицидальном риске могут говорить навязчивые размышления о смысле жизни, о собственной несостоятельности, малоценности, виновности, греховности.

Должны настораживать неожиданные альтруистические и жертвеннические тенденции (раздаривание любимых вещей, активная раздача всех долгов, постоянные извинения).

Безусловно, здесь можно и переборщить с подозрительностью, однако, если вы не уверены в своих предположениях, отложите текущие дела и обратитесь к специалисту. Даже если вы решите, что вероятность суицида ничтожно мала, поделитесь своими опасениями с врачом, ведь жизнь дается только однажды.

  • Анорексия у подростка: как обнаружить и помочь
  • Здоровая спина: как школьнику не испортить осанку
  • Можно ли понять, что тинейджер блефует и не собирается причинять себе вред, а лишь хочет привлечь внимание?

Да. В этом случае речь идет о распространенном феномене так называемых демонстративно-шантажных парасуицидов. Здесь многое зависит от актерского мастерства подростка. Такие парасуициды (похожие на настоящие суициды) всегда осуществляются в соответствующей ситуации, в которой очевидна их манипуляционная мотивация.

Тем не менее, даже в тех случаях, когда подросток «пилит предплечье тупой стороной ножа», нельзя оставлять это без внимания, потому что это тоже некое психическое отклонение и приближение к границе психопатологии.

Кроме того, к сожалению, уровень игры может быть столь выразительным, что она заканчивается трагедией и несчастным случаем.

«Переигрывания» хорошо известны опытным суицидологам, которые могут рассказать о случаях с множеством тяжелых последствий таких зловещих театральных пьес.

Как родителям (учителям, сверстникам) действовать, если они поняли, что подросток хочет причинить себе вред?

Как я уже отмечал, в этих ситуациях не может быть альтернативного мнения — только обращение к психиатру или клиническому психологу. Сегодня в нашей стране достаточно таких служб: от телефонов доверия и частнопрактикующих специалистов до психоневрологических диспансеров и «Скорой помощи».

Расскажите об основных ошибках родителей, которые пытаются спасти подростка.

Частыми ошибками родителей в этих ситуациях являются злая ирония и демонстративный скепсис, которые, как им кажется, могут «отрезвить» подростка.

Недопустимы также жесткие наказания и публичные унижения с попыткой пристыдить подростка за «такие глупые и грешные мысли».

Фатальной ошибкой может явиться потребность «переломить» волю того, кто думает о самоубийстве, нарочито предоставляя ему возможность совершения самоубийства: «Вот тебе открытое окно, вперед! Прыгай! Что, слабо?»

Если в подростковым возрасте человек с суицидальными наклонностями не получил должной помощи, вероятно ли, что во взрослой жизни вновь возникнут подобные проблемы?

Конечно. Это как глубокая ножевая рана, только не тела, а души.

Если ее не лечить, она может снаружи благополучно затянуться, оставив еле заметный шрам, а внутри будет медленно, но неотвратимо расти «гнойник» тяжелого душевного потрясения, неразрешимой обиды, чувства несостоятельности, стыда, униженности и множества других переживаний, которые рано или поздно во взрослой жизни прорвутся наружу и вновь спровоцируют суицидальные намерения.

Жизнь по хронотипу: о совах, жаворонках и голубях

Почему от ЕГЭ необходимо отказаться: мнение педагогов

Давно известно, что болезни легче предупредить, нежели лечить. Есть ли универсальные способы профилактики подростковых суицидов?

Профилактику суицидов обсуждают специалисты во всем мире. Говорят о телефонах доверия, о широком внедрении психопрофилактических и психогигиенических программ в школах и вузах, о дополнительном профессиональном и постдипломном образовании специалистов разных профессий в области суицидологии и о многом-многом другом. Однако между «говорят» и «делают» часто лежит большая пропасть.

При реализации этих профилактических программ специалисты сталкиваются со множеством социальных и психологических препятствий, среди которых одно из главных — стигматизация общества в отношении любых странностей и отклонений от условной психической нормы.

Сегодня ситуация в этом вопросе значительно улучшается. Общество становится все более и более толерантным к различным формам взаимодействия с психопрофилактическими и психогигиеническими службами, уже давно перестало быть постыдным обращение за консультацией к психологу, психотерапевту и психиатру, люди начинают понимать значимость сохранения не только физического, но и душевного здоровья.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/vrach-psihiatr-podrostkovyy-suicid-mozhno-predotvratit.htm

Эксперт рассказал о признаках суицидальных мыслей у детей

2012-02-17T13:38+0400

2012-02-17T13:38+0400

https://ria.ru/20120217/568105196.html

Эксперт рассказал о признаках суицидальных мыслей у детей

https://cdn22.img.ria.ru/images/56811/06/568110633_0:0:600:340_1036x0_80_0_0_172dde67cced29764d3271705662c4f1.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Руководитель отделения суицидологии Московского НИИ психиатрии, доктор медицинских наук, профессор Евгений Любов рассказал об основных признаках изменения поведения ребенка, которые могут говорить о его суицидальных наклонностях и наличие которых должно насторожить и побудить родителей принять экстренные меры.

МОСКВА, 17 фев — РИА Новости. Руководитель отделения суицидологии Московского НИИ психиатрии, доктор медицинских наук, профессор Евгений Любов рассказал об основных признаках изменения поведения ребенка, которые могут говорить о его суицидальных наклонностях и наличие которых должно насторожить и побудить родителей принять экстренные меры.

Одна треть старших подростков, то есть это между 11 и 15 годами, высказывают суицидальные мысли. 80% людей, которые с собой что-то сделали, так или иначе искали возможности высказаться, но не были выслушаны близкими, учителями, психологами и друзьями, — сказал Любов РИА Новости.

Черный юмор и неуспеваемость

Первое, есть прямые или завуалированные высказывания подростка о близком расставании, об уходе, о вечном отдыхе — это все указывает на суицидальные наклонности, отметил профессор. «Не обязательно говорить прямиком, что я умру и вам же будет хуже, хотя надо подчеркнуть, что любая шантажная угроза, тоже очень опасно», — пояснил врач.

Просто любить – непросто. Врач-психотерапевт о том, как вести себя с ребенком

Естественно, любое «царапанье» по руке включает подростка в группу риска с суицидальными мыслями, отметил эксперт. «Риск у него выше в 20-30 раз, чем у его сверстника. Таким образом, он пытается решить свои типовые проблемы, которые в основном происходят дома или в школе», — считает эксперт.

«Самый главный признак — резко меняется поведение подростка.

Он стремится к изоляции, становится малообщительным, грустным, даже выражение лица может быть печальным, теряет свои прежние интересы и увлечения, которые приносили ему радость, перестает встречаться с друзьями, начинает пропускать школу», — заявил в пятницу РИА Новости руководитель отдела Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии Борис Положий.

Возможно, подросток также начинает вести разговоры на тему смерти, у него появляется черный юмор, новые темы, заметил Любов.

«Важно, чтобы родители заметили, что человек изменился, что у него появились новые слова, новое поведение, он начал говорить о бессмысленности жизни, об отсутствии перспектив, шансов на успех.

Подросток ощущает себя лузером и винит в этом чаще окружающих, нежели себя», — сказал он.

Подросток стал отдаляться от друзей — это тоже крайне важно заметить, отметил профессор. «Потому что любая группировка, даже таких, как эмо, это все равно антисуицидальный фактор, потому что они вместе, они играют смерть, но на это не идут. А когда человек отдаляется от своей прежней компании и ищет новую, ищет себе пару, чтобы покончить с собой, вот это как раз опасно», — говорит врач.

Специалисты заметили, что 90% тех, кто покончил с собой, страдали от депрессии или тревоги. «Другое дело, что это было не выявлено вовремя и, соответственно, они не лечились.

Депрессия проявляется рассеянностью, несобранностью в мыслях, естественно, снижается успеваемость в школе. Поэтому нельзя фасадно заявлять, что человек покончил с собой из-за «двойки».

Это все назревало достаточно долго», — считает психиатр.

Дети на краю обрыва. Свидетельства «неудавшихся» самоубийц >>

Если подростки начинают злоупотреблять алкоголем, энергетическими напитками, это тоже говорит о том, что у ребенка проблемы, которые он пытается решить таким способом.

Оборотная сторона суицида — это агрессия по отношению к близким, которых считают виноватыми и начинают им угрожать, заметил врач. «И очень настораживает, что после такой агрессии подросток вдруг умиротворяется, просит прощения, раздает любимые вещи на память.

То есть у него все уже сложилось, он уже все решил и вот он так прощается», — пояснил Любов.

Пренебрежение к правилам личной гигиены, нарушение сна, дневная сонливость, постоянное зависание в интернете, остывание к хобби, которое его ранее интересовало, минорная музыка или тяжелый рок, прогулы в школе, побеги из дома — все эти признаки должны насторожить родителей подростка, считает психиатр.

То, что подростки, склонные к суициду, перестают следить за собой, подтвердил также Положий. «Если девушка раньше делала себе прически, то она перестает следить за собой», — сказал он.

По словам эксперта, если ребенок начинает отдаляться от друзей, слоняется в печали по улицам, то это тоже говорит о его депрессивном состоянии.

В это же время подросток может увлечься алкогольными, наркотическими или другими какими-то психоактивными веществами, отметил Положий.

Куда обратиться

Если у ребенка есть эти признаки, то лучше перестраховаться, чем потом кусать локти, отметил врач. «Не надо ребенка пугать психиатром, а надо ему сказать: ты сам страдаешь, тебе тяжело, мы же это видим, давай вместе попытаемся решить проблему», — говорит Любов.

Он сообщил, что если в школе есть психолог, то родители могут посоветоваться с ним. Можно также обратиться в свою поликлинику к психотерапевту. Это лучше, чем в психиатрический диспансер, потому что подобные заведения пугают не только детей, но и взрослых.

  • Есть также телефоны доверия, где могут помочь родителям, подсказать, куда им лучше обратиться и как поговорить с ребенком:
  • 8-495-963-75-72 — отделение суицидологии Московского научно-исследовательского института психиатрии;

Источник: https://ria.ru/20120217/568105196.html

Ссылка на основную публикацию